Фото пресс-службы Президента России
Прошедшая неделя началась с поездки президента Владимира Путина в Санкт-Петербург. Этот визит заранее планировался как многоцелевой. Глава государства дал старт буровым работам компании «Роснефть» на арктическом шельфе России, то есть уделил внимание проблемам экономического развития страны и природоохранной деятельности. Затем Путин принял участие в очередном медиафоруме Общероссийского фронта (ОНФ). Он назывался «Правда и справедливость» и был посвящен работе СМИ в регионах и защите прав журналистов.
Президент пояснил, что критиковать власти, конечно, необходимо, но не надо идти с ними стенка на стенку. Ведь среди чиновников много настоящих патриотов России, так что массмедиа и госорганы должны стремиться к конструктивному сотрудничеству. А еще Путин в который уже раз пообещал, что никаких резких ограничений в отношении Интернета государство предпринимать не станет, но одновременно не рекомендовал ругать, скажем, Китай за его госполитику во Всемирной сети.
Также в Питере прошла встреча российского и белорусского президентов, призванная урегулировать те проблемы, которые в последнее время серьезно осложнили отношения двух стран. И новая порция заявлений от лидера Белоруссии Александра Лукашенко стала бы новостью, если бы не взрыв в петербургском метро, произошедший в середине того же дня. Путин провел срочное совещание с руководителями региональных управлений ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС, после чего спецслужбы и начали подтверждать версию о теракте.
Трагедия в Северной столице уже оборачивается обострением внутриполитической ситуации. Опять проявились невоздержанные на язык блогеры, считающие себя выразителями мнения оппозиции. В этой среде, кстати, моментально возникли подозрения, что власть наконец нашла повод для завинчивания гаек. Некоторые основания для таких суждений в принципе были – на федеральных телеканалах уже разгорелись дебаты о том, что раскачивание лодки оппозиционерами объективно играет на руку врагам России, кто бы они ни были. Прозвучали и призывы все-таки посадить Алексея Навального как главного организатора массовых беспорядков 26 марта.
Однако более весомыми доказательствами ужесточения внутренней политики с точки зрения оппозиции стали не слова, а дела. На минувшей неделе в разных регионах продолжали наказывать участников акций 26 марта, задержанных за нарушение правил проведения митингов или сопротивление полиции. И как раз на прошлой неделе власти ряда субъектов РФ перешли от игнорирования бессрочной стачки дальнобойщиков к более жесткому давлению на активистов сопротивления системе «Платон».
Между тем на прошедшей неделе стало известно, что «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского не только не отказалась от плана вывести людей на улицу 29 апреля, но даже и усилила агитацию. Общероссийский лозунг «Надоел!» и соответствующие ему иллюстрации в ОР рекомендуют актуализировать в соответствии с региональной спецификой. Поэтому уже за три недели до предполагаемой акции в Интернете по этой теме развернулся тренировочный флешмоб. Сам же Ходорковский однозначно определил коррупцию как главное системное зло, не дающее России развиваться. Даже теракт в Питере экс-олигарх назвал следствием коррупции, а потому вину за него – естественно, политическую – возложил на российского президента.
Кстати, как раз на минувшей неделе Дмитрий Медведев впервые прокомментировал расследование Навального, ставшее поводом к протестам 26 марта. В ходе одной из региональных поездок по просьбам трудящихся он сообщил, что с материалами знаком, но никакой правды в них не нашел. В общем, сформулировал Медведев, «делается все по принципу «компота»: берут разную муть, чушь, собирают, если касается меня, моих знакомых людей, людей, о которых я вообще никогда не слышал, про какие-то места, где я бывал, и места, о которых я тоже никогда не слышал, собирают какие-то бумажки, фотографии, одежду, потом создают продукт и предъявляют его».