Министр культуры Владимир Мединский на итоговом заседании коллегии Минкультуры радовался музейным успехам. «В целом в 2016 году посещение государственных музеев Министерства культуры Российской Федерации по сравнению с 2012 годом увеличилось на 41% – с 87 млн до 123 млн посетителей в год. Соответственно выросли и доходы наших музеев, – сказал он, – например, две самые популярные выставки Третьяковской галереи – Ивана Айвазовского и Валентина Серова – посетил 1 млн человек, что позволило музею заработать около 400 млн руб. Это деньги не только от продажи билетов, но и от огромной, расширенной продажи альбомов изобразительного искусства, книг. Наши люди по-настоящему любят искусство и тянутся к нему».
То, что люди стали больше ходить в музеи, звучит замечательно. Хотя успехам выставок Серова и Айвазовского министр уже радовался, это не новость. Но эти проекты – вершина айсберга музейной жизни. Вопрос же о том, насколько часто ходят те, кто посетил раскрученные выставки упомянутых хрестоматийных художников, в музеи в другое время, остается открытым. Такую статистику было бы интересно получить. Другой вопрос – как музеям в рамках ставки Минкульта на увеличение посещаемости иметь возможность привлекать большую аудиторию к исследовательским проектам – не просто к ретроспективам, а к выставкам, ставящим вопросы, или к выставкам, посвященным музейным научным исследованиям, или к проектам о не столь известных, как Серов с Айвазовским, художниках, – тоже остается без ответа.
На той же коллегии Мединский поручил департаменту образования Минкультуры в двухнедельный срок разработать идею внедрения «культурного дневника школьника». С этой идеей изначально выступила член Совета Федерации от Москвы Зинаида Драгункина – чтобы дети вносили в соответствующий дневник культурные события, которые посетили… Спасибо, что без оценок. Сама формулировка, надо надеяться, не предполагает, что будет еще и некультурный дневник школьника. Инициатива странная. На что она направлена, кроме попытки контролировать свободное время учащихся и знать о финансовых возможностях их родителей, неясно. О школьных посещениях музеев, театров и т.д. знают проводящие их учителя. О том, что школьник делает в неучебное время, – наверняка его родители, собственно, и финансирующие карманные расходы. Возможности у всех разные. Не лучше ли выступившим с идеей было предложить учащимся новые возможности для посещения этих самых культурных мероприятий?
Из других, не связанных с коллегией новостей. В Москве в третий раз прошла церемония вручения «Икара» – первой и пока единственной национальной анимационной премии. Фаворитами этого года стали «Кукушка» Дины Великовской и «Два трамвая» Светланы Андриановой. Оба, что примечательно, кукольных мультфильма получили в итоге равное количество призов. История про трамвай-маму и трамвай-сына принесла награды художникам Анне Десницкой и Ольге Усачевой, аниматору Алле Соловьевой и своим персонажам, тогда как трогательный рассказ про кукушку, влюбленную в солнце, и кукушонка, влюбленного в луну, получил призы за сценарий, режиссуру (и то и другое – Дина Великовская) и музыку Артема Фадеева. Он же работал в качестве звукорежиссера и над «Кукушкой», и над «Двумя трамваями», таким образом, завоевав награду в этой номинации, принес еще по одной победе обеим картинам.
Что касается остальных категорий, то «Икар» за лучший эпизод достался, к примеру, сериалу «Три кота», а точнее, серии «Папа за маму» режиссера Дмитрия Высоцкого, а новый приз в категории «Стартап» – многосерийному мультфильму о приключениях трех юных волшебниц под названием «Сказочный патруль» (эпизод «Танцуют все!», режиссер Наиль Мубинов). Награду еще в одной новой номинации – «Дело» – получила созданная Евгением Бойцовым и Юлией Ароновой заставка для французского анимационного фестиваля Image par Image – про робота и бабулю. Лучшими анимационными продюсерами – с формулировкой «за стабильный успех в российском кинопрокате» – были названы Александр Боярский и Сергей Сельянов.
Полнометражный мультфильм «Смешарики. Легенда о золотом драконе» режиссера Дениса Чернова и продюсеров Ильи Попова, Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского ожидаемо стал победителем в категории «Фильм в прокате». А вот главный приз в авторской короткометражной номинации получил обладатель Гран-при Суздальского фестиваля – рисованный мультфильм Анны Будановой «Среди черных волн». Помимо этого в рамках «Икара-2017» почетную статуэтку вручили мастеру Андрею Хржановскому, автору таких уже ставших классикой мультфильмов, как «Стеклянная гармоника», «Дом, который построил Джек», «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Лев с седой бородой».