Фото Gettyimages
На прошедшей неделе новая силовая структура страны – Росгвардия – отметила первую годовщину своего создания. Владимир Путин 27 марта провел праздничную встречу с руководством ведомства. Президент напомнил о таких задачах Росгвардии, как борьба с терроризмом и контроль за оборотом оружия. Но на первое место в своей речи он поставил другое: «У вас очень важное направление работы – поддержание общественного порядка, охрана общественного порядка».
Судя по всему, это и была первая реакция главы государства на состоявшиеся накануне почти в сотне городов России массовые антикоррупционные протесты. К концу минувшей недели Путин прокомментировал их более определенно. На международном форуме «Арктика – территория диалога» президент сообщил, что он за борьбу с коррупцией, но против ее использования в политических целях. Именно так, напомнил он, было на Ближнем Востоке и в Украине.
«И все должны действовать в ходе политических процессов в рамках закона. Все, кто выходит за рамки этого закона, должны нести наказание в соответствии с российским законодательством», – закончил Путин свой комментарий уже традиционной формулировкой. Прошлая неделя действительно прошла под знаком преодоления властями последствий тех протестных акций, в которых приняло участие неожиданно большое количество молодых людей – от студентов до старшеклассников.
Напомним, что только в Москве было задержано полицией более тысячи человек. Несовершеннолетних распустили по домам быстро, а вот остальных ждали даже не столько штрафы, сколько административные аресты. Жестко поступила власть с сотрудниками Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Офис был подвергнут обыску и закрыт, тем, кто был там задержан, вменили сопротивление полиции.
ФБК, впрочем, на прошедшей неделе все-таки заработал – по сути дела, в полуподпольном режиме. Как оказалось, работа по оформлению от задержанных манифестантов исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) все же началась. Напомним, что одно из главных обвинений в адрес Навального – агитация среди молодежи через обещания добиться для каждого арестованного компенсации от ЕСПЧ в размере 10 тыс. евро. Хотя именно такого обещания политик и не давал, эту сумму он назвал в качестве примера успешно выигранного в Страсбурге дела одним из российских граждан, задержанным как раз за несанкционированную акцию.
Минувшая неделя, впрочем, показала, что не каждый протест, возникающий в стране, привлекает граждан. Например, начавшие бессрочную стачку 27 марта дальнобойщики, выступающие против «Платона» – системы оплаты проезда по дорогам, поначалу остались практически без внимания СМИ. Оно заработало лишь благодаря действиям властей, которые спустя пару дней начали реагировать на стоящие по обочинам фуры задержаниями активистов и административными наказаниями. А в принципе водители большегрузов, похоже, просчитались с формой акции, они не поняли, что после 26 марта менее радикальные методы будут получать гораздо меньше пиара.
На прошлой неделе властям потребовалось несколько дней, чтобы определиться с реакцией на уличные выступления. А когда она проявилась, стало понятно, что по сути проблемы разговора не будет. Хотя КПРФ и «Справедливая Россия» уже потребовали точных ответов на конкретные вопросы по поводу обвинений в адрес премьера, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала тех, кто «прячет голову под крыло». Но, судя по тематике государственных телеканалов, дискуссию решено свести опять к предупреждениям об опасности для России цветных революций.
Аргументов власти в этом контексте добавила и «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Это движение предложило всей российской оппозиции 29 апреля объединиться на очередной всероссийской акции с рабочим названием «Надоел!». Адресата протеста каждая инициативная группа в своем регионе должна отобрать самостоятельно, но всем сразу же стало понятно, что главным объектом скорее всего окажется Путин.