На прошлой неделе чиновники признали еще один хронический недуг российской экономики, который объясняет мотивы налоговых реформаторов в правительстве Дмитрия Медведева. Оказывается, уже восемь лет подряд в стране растет неформальная занятость. То есть каждый год тысячи и тысячи работодателей переводят свои предприятия в серый сектор, где зарплаты начисляются без выплаты налогов. Судя по объяснениям чиновников, этот процесс расставания граждан с правительством начался еще в кризис 2008–2009 годов и с тех пор не останавливается. В Минфине напуганы «разводом» с населением. И поэтому пытаются вернуть любовь граждан обещаниями снизить налоги на фонд оплаты труда для работодателей. При этом компенсировать недоплату в казну предлагается через повышение налогов и цен на все товары.
В среду замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что последние 7–8 лет наблюдается снижение доли формальной занятости в структуре занятости внебюджетного сектора с темпом около 0,7 процентных пункта ежегодно. «Если она так и будет снижаться, то это приведет к существенным выпадающим доходам бюджетной системы, в основном в части НДФЛ и страховых взносов», – сообщил замминистра. По его словам, действия властей в последнее десятилетие заводят экономику «в спираль, когда для обеспечения сбалансированности страховых систем приходится повышать налоговую нагрузку на формальный сектор, соответственно это ведет к тому, что формальный сектор чувствует себя не очень хорошо». Некоторые компании такую нагрузку не выдерживают, в результате растет доля неформального сектора: новые компании и рабочие места создаются в неформальном секторе. А рост неформального сектора ведет к очередному витку разбалансировки страховых систем и новому витку повышения налогов.
Минфиновский план вывода страны из налогового штопора предполагает новое ограбление населения, или, в более мягких формулировках, – сокращение реальных доходов граждан. При этом некоторые авторитетные граждане назвали предложения Минфина неубедительными. А президент Владимир Путин рекомендовал засекретить подготовку плана спасения экономики.
«Сегодня обсуждаются страховые взносы – их понизить, НДС повысить, так называемая модель 22/22. Вы знаете, из всех предложений и обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточно аргументов для такого решения», – заявил экономический стратег Алексей Кудрин в прошлый четверг. А президент Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) посоветовал не допускать утечек о предполагаемой налоговой реформе.
«Вопрос не дискуссии на профессиональном уровне – она, конечно, должна быть открытая… я, например, считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения, в том числе выработанного вместе с вами», – заметил глава государства. Участие в дискуссиях принимают представители РСПП и других объединений. «Но решение пока не принято, а мы через СМИ выносим это на широкую публику и можем порождать какие-то либо ненужные ожидания либо тревоги. А то, что вот я вчера об этом поговорил или позавчера, вы уже здесь это рассказываете. Это говорит о том, что у нас продолжаются утечки из правительства. Ну ладно, мы люди здесь свои, мы понимаем, о чем говорим», – приводит слова Путина BFM. В свою очередь, глава РСПП Александр Шохин заверил президента, что все утечки информации – от журналистов.
А завершилась неделя не слишком радостной новостью об отсутствии промышленного роста в 2017 году. Вопреки оптимистичным рапортам правительства Росстат сообщил в субботу о снижении промышленного производства в РФ в январе-феврале 2017 года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Напомним, что по итогам прошлого года Росстат сообщил о росте промпроизводства на 1,1%.