Начало прошедшей недели в культуре связало, пожалуй, весь просвещенный мир. Ошибка сотрудников аудиторской фирмы, конфуз на церемонии вручения наград американской киноакадемии – теперь она запомнится именно тем, что фильм, которому пророчили «Оскар» («Ла Ла Ленд»), выиграл – и через несколько минут проиграл, на сцену пригласили команду фильма «Лунный свет». «Оскар» не откажется от своего партнера (83 года из 89 существования награды подсчет голосов осуществляет одна и та же компания), но отвечать за процедуру будут уже другие сотрудники.
Кстати, «Ла Ла Ленд» пользуется популярностью и в России – фильм посмотрело беспрецедентное количество зрителей, гласит новый опрос ВЦИОМа. Среди других выводов, сделанных на основе изучения публики кинотеатров, – взросление зрителя (это молодые люди, но не подростки, как можно было бы предположить), повышение (на 7%) внимания к отечественному кино.
Возможно, скоро нам только и останется, что ходить в кино. Только эту индустрию министерство готово развивать (правда, вкусы там своеобразные, но все-таки) – а все остальные подпадают под модернизацию. План по развитию московских библиотек (то есть по привлечению читателей), помнится, был последним запущенным в столице Сергеем Капковым. Новая команда, при прочих привходящих обстоятельствах вроде кадровой политики, этой стратегии все же придерживается. А вот федеральные чиновники берут курс на «оптимизацию». Пресс-секретарь министра Ирина Казначеева хотя и опровергла слухи об объединении двух главных российских библиотек (Ленинка и Публичка), суть дела не изменилась. Директоры Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и Российской государственной библиотеки в Москве при поддержке учредителя намерены создать единую электронную библиотеку. А именно – единый электронный каталог книг, единый читательский билет и общую электронную библиотеку, которая станет «основой национальной электронной библиотеки». Возможно, с единым центром управления (а оттуда до объединения – один шаг). Мотивация у директора РНБ Александра Вислова простая: зачем нам книжки, если все есть в Интернете? 15 тыс. «Евгениев Онегиных» уж точно не нужны. То, что это разные издания и каждое по отдельности, и все вместе они имеют научную ценность, начальник не разумеет. Хотя сам ученый имеет кандидатскую степень – пусть и по физико-математическим наукам. Излишне объяснять, что тотчас же начнутся проблемы, о которых уже месяц трубит научное сообщество: потеря обязательного экземпляра, недоступность фондов для ученых одного или другого города, наконец, недоверие Интернету – от сбоев системы никто не застрахован. А что будет с редкостями, которые выдают в отдельной темной комнате и не разрешают фотографировать, тоже оцифруют?
Модернизация продолжается и в театре «Модерн». На этой неделе стало известно, что снимаются очередные спектакли из старого репертуара. Несмотря на то что это было прогнозируемым событием, о котором новый худрук театра Юрий Грымов предупреждал, спектакли снимаются не только по причине «низкого зрительского интереса», но и в связи с отказом актеров продолжать сотрудничество с театром. Спектакль «Петля», который Грымов при вступлении в должность выделял как один из немногих оставшихся в творческой форме, снимается из-за окончательного ухода актера Олега Царева (Харитонова) из театра. Артист, взявший некогда фамилию своего педагога Михаила Царева, стоял у истоков коллектива Светланы Враговой и в свое время сыграл главные роли в ее знаковых спектаклях – «Дорогая Елена Сергеевна», «Видеобокспуля» и др. В конце февраля – начале марта Грымов запустил обещанные проекты. Для участия в проекте «Приходите сегодня» любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник) может подать заявку на свой проект внутри театра. Также Юрий Грымов наберет актерскую студию для детей, мастер-классы для которых будут проводить звезды телевидения – от Егора Дружинина до Александра Олешко и Михаила Полицеймако. Обучение на конкурсной основе театр планируют проводить за счет своего бюджета. До первых обещанных премьер «Модерна» остался месяц.