Фото портала DISLIFE vk.com/dislife_ru
К концу зимы, несмотря на кризис, в Москве открылось сразу два центра, соединяющих сферу искусства и общественную жизнь. На прошлой неделе Театр Наций официально открыл еще одну точку на карте Москвы: на Солянке появился «Инклюзион». Это центр творческих проектов, в котором займутся развитием профессионального инклюзивного театра в России и становлением такой системы театрального образования. Сегодня на базе центра уже работает лаборатория-школа для слепоглухих актеров. Один из главных театральных проектов «Инклюзиона» в ближайшее время – создание сенсорного спектакля «Четыре ветра», доступного для аудитории с любыми возможностями. Постановку осуществит английский режиссер Тим Вебб. Его театральная компания «Oily Cart» специализируется на спектаклях для детей и подростков, в том числе с особенностями в развитии. Спектакли создаются по принципу мультисенсорики: в постановках задействованы батуты, используются арома и гидротерапия, видеопроекция. Еще один театральный проект центра, который сейчас репетируют со слепоглухими актерами, – «Эрмитаж: Живые картины». В спектакле будут исследованы формы выражения эстетического переживания слепоглухими и зрячеслышащими актерами на театральной сцене. Картины из коллекции Эрмитажа дадут сюжетную основу спектакля, а 3D-проекция анимации создаст пространство как «живую картину», ее рождение и будут показывать непрофессиональные актеры. Презентация эскиза спектакля пройдет в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2017 года.
В конце недели состоялось официальное открытие постоянного представительства Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в Москве. После четырех лет работы программы «Swiss made в России» организация по поддержке культурного взаимодействия двух стран переходит в режим постоянной работы. Программа известна музыкальными фестивалями (SoundAround в Калининграде, reMusic в Петербурге), танцевальными лабораториями («Диверсия» в Костроме, Skorohod Swiss Week в Петербурге), выставочными проектами (KulturProzent в московском ГЦСИ) и арт-резиденциями. В центре внимания останутся визуальное искусство (в частности, любимый швейцарцами перформанс), современный театр и танец, литература и музыка. Для драматического театра важное событие состоится уже в апреле – выпуск второго тома «Антологии современной швейцарской драматургии» на русском языке. А на лето запланирован новый проект компании Rimini Protocoll «Cargo Moscow», где зрителей будут сажать в трейлер перед окном и везти по маршруту дальнобойщиков.
В преддверии американского в Париже состоялась церемония вручения «французского «Оскара» – национальной кинопремии «Сезар». Лучшим фильмом была признана «Она» Пола Верховена – сыгравшая в картине главную роль Изабель Юппер, в свою очередь, была названа лучшей актрисой. А лучшим режиссером, обойдя таких соперников, как тот же Верховен, Брюно Дюмон и Франсуа Озон, стал Ксавье Долан за фильм «Это всего лишь конец света». Эта лента также принесла награды Гаспару Ульелю как лучшему актеру и вновь Долану – за монтаж. Один из фаворитов по количеству номинаций – «Франц» Франсуа Озона – в итоге удостоен приза лишь за операторскую работу. Лучшим зарубежным фильмом ожидаемо стал победитель Каннского фестиваля «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча, а почетных «Сезаров» вручили Джорджу Клуни и Жан-Полю Бельмондо, которого зал приветствовал стоя и продолжительными овациями.
Печальная новость пришла в четверг: на 79-м году жизни скончался актер Алексей Петренко. Он дебютировал в кино в конце 60-х, сыграв за прошедшие без малого полвека более 100 ролей. Среди ранних его работ – такие фильмы, как «Король Лир» Григория Козинцева, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты. В «Агонии» Элема Климова, завершенной в 1981-м, но вышедшей в прокат лишь в 1985 году, Петренко сыграл Григория Распутина. Тогда же, в 80-е, вышли главные фильмы с его участием – «ТАСС уполномочен заявить», «Жестокий романс», «Наш бронепоезд». Позднее, уже в конце 90-х – в 2000-х, он сыграл в «Сибирском цирюльнике», «12» и в «Предстоянии» Михалкова, в сериалах «Идиот» и «Доктор Живаго», в фильме «В августе 44-го». Уникальным Петренко делало то, что, обладая нехрупким телосложением, суровым и, казалось бы, неподвижным лицом, он был столь пластичен и гибок в жестах, интонации, движениях, что мог сыграть и обыграть любой образ – от генерала до присяжного, от зловещего Распутина до комичного купца, от коллекционера из одномерного фильма Юрия Грымова до дедушки из снежкинского «Похороните меня за плинтусом». И, конечно, Сталина-вождя Петренко воплощал на экране не единожды, в кино и на телевидении, в «Пирах Валтасара» Юрия Кары, в «Кооперативе Политбюро», в многосерийных «Смерть Таирова» и «Вольф Мессинг».