Фото с официального сайта партии ПАРНАС
На прошедшей неделе Владимир Путин занялся подготовкой к осенней избирательной кампании в регионах. Обычно именно в феврале-марте президент назначает врио губернаторов в тех субъектах РФ, главы которых или вызывают недовольство в Кремле, или имеют слабый электоральный потенциал, или просто слишком давно сидят на своих местах. И касается это, конечно, тех, кому выборы грозят уже в текущем году. Путин начал с Пермского края и Бурятии. Тяжеловесов Виктора Басаргина и Вячеслава Наговицына сменили технократы Максим Решетников и Алексей Цыденов. Первый родом пермяк, но в последние годы возглавлял департамент экономической политики и развития правительства Москвы. Второй служил замминистром в федеральном Минтрансе. Оба поехали в регионы, сложные прежде всего с политической точки зрения.
Эксперты на минувшей неделе смогли обнаружить там лишь неудачные результаты «Единой России» на недавних выборах в Госдуму. А также несложившиеся отношения с элитами – у Басаргина и общую обиду Бурятии на постоянно присылаемых варягов – в отношении Наговицына. Видимо, их сменщики должны устранить именно эти недостатки. Получается, что с проблемой прямых выборов губернаторов Москва теперь вполне может справляться через механизм назначения врио.
СМИ и эксперты гадали, кто будет следующим, составляя списки обновляемых субъектов РФ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что они правдивы лишь частично. Белгородский губернатор Евгений Савченко тут же и объявил, что в отставку не идет, а вот на выборы – скорее всего. Категорически не согласился со слухами и ивановский губернатор Павел Коньков. Главы Карелии Александр Худилайнен, Рязанской, Новгородской и Свердловской областей – Олег Ковалев, Сергей Митин и Евгений Куйвашев громких отрицаний себе не позволили, хотя всех их за последние годы «приговаривали» уже не раз.
В середине прошлой недели приговорен был и Алексей Навальный. Оппозиционер по «делу «Кировлеса» опять получил срок в пять лет условно. После вступления приговора в силу баллотироваться в президенты он не сможет. Впрочем, Навальный, уже открывающий в регионах предвыборные штабы, заявляет, что никакие законы ему не указ, а по Конституции для него запретов нет.
Адвокаты Навального готовят апелляции и жалобы в ЕСПЧ и Конституционный суд (КС). На прошедшей неделе КС, кстати, подтвердил, что его тактика – и нашим и вашим – сохраняется. По иску Ильдара Дадина рассмотрена статья 212.1 УК – об ответственности за многократные нарушения в ходе проведения митингов. «Дело Дадина» предписано пересмотреть. Спорная статья признана конституционной, но неважно написанной и неправильно применяемой. Наказывать по ней, объявил КС, можно лишь тех, кто шел на улицу с умыслом на беспорядки.
Между тем на минувшей неделе ровно в два раза выросло количество потенциальных кандидатов в президенты из оппозиционного стана. До этого, кроме Навального, был еще и основатель «Яблока» Григорий Явлинский, но в день приговора по «Кирволесу» председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов вдруг выразил желание пойти на выборы, от чего он ранее отрекался. Получить официальный статус кандидата захотел и сугубый неформал Вячеслав Мальцев. Саратовский блогер, ждущий 5 ноября 2017 года внезапной революции, сообщил, что его сторонники начинают оргработу. Напомним, что большая их часть призывает сменить власть в России через массовые гражданские протесты.