Фото с официального сайта Президента России
На прошедшей неделе было множество новостей, непосредственно связанных с выборами главы российского государства, которые пройдут, правда, еще лишь в марте 2018 года. То есть, судя по всему, повторяется история с думской кампанией, фактически стартовавшей в январе, а не в июне 2016-го. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью Би-би-си выразил надежду на то, что Владимир Путин все же будет баллотироваться на разрешенный ему законом второй срок. Песков отметил, что хочет этого как гражданин, и напомнил, что такого же мнения и те 90% респондентов, которые, по всем соцопросам, доверяют Путину.
Песков при этом упомянул «серьезную оппозицию с серьезным подходом», соперничество которой с действующей властью было бы весьма полезно для страны. Напомним, что действующий президент традиционно о своих планах не сообщает, отмечая, что не время сейчас для этого. И официально его пресс-секретарь, естественно, ничего и не утверждал.
Однако некоторые кадровые события, состоявшиеся на минувшей неделе, косвенно подтверждают, что какое-то ключевое решение все-таки есть. К примеру, вот Путин и премьер Дмитрий Медведев вдвоем побывали в гостях у бывшего главы Татарстана Минтимера Шаймиева, которому как раз исполнилось 80 лет. И в тот же день появилась информация, что этот политический тяжеловес стал советником на общественных началах у первого замруководителя президентской администрации Сергея Кириенко.
Всего тот назначил себе 11 таких советников: политтехнологов и социологов, бизнесменов и банкиров, общественных деятелей и медиабоссов. Эксперты, конечно, не смогли признать это всего лишь пустой блажью чиновника. Они в один голос констатировали, что все эти люди будут по-крупному задействованы в ходе той президентской кампании, которая при любом со стороны власти персональном раскладе ничем, кроме своего рода референдума, являться не может.
Не сомневаются именно в таком характере грядущих выборов и те участники, которым предстоит выступить в роли статистов, более или менее заметных. Скажем, Алексей Навальный на прошлой неделе продолжил пикировки с прокуратурой в суде, где слушается новая версия «дела «Кировлеса». Процесс этот неожиданно ускорился, и оппозиционер тут же заявил, что это результат его политической активности.
Навальный действительно успешно собирает через Интернет электорат, соратников и, главное, деньги. В первой половине года в большинстве регионов должны открыться и его предвыборные штабы. Сам же политик резко ужесточил свою риторику в адрес представителей действующей власти. Он уже обещает им не только люстрации, но и уголовное наказание тех, кто участвовал в преследовании оппозиции.
А в ее стане ныне разброд и шатание, причем это касается как несистемных, так и парламентских политструктур. У последних на прошедшей неделе замечена активизация планов по возможному выдвижению не первых лиц, а последующих. Брожение по этому поводу идет в «Справедливой России», а в КПРФ даже возмутились публикациями, утверждающими, что Геннадий Зюганов просто испугался, хотя в партии, дескать, соответствующая дискуссия еще только разворачивается.
Но ясно, что никому не хочется идти в массовку при победителе – кандидате от власти, кто бы им ни стал. Поэтому, например, несистемная оппозиция пока предпочитает на тему выборов запускать лишь конкурсы и кветы.