The time for empty talk is over (время пустых разговоров прошло), провозгласил в Америке Дональд Трамп на своей инаугурации. А в Москве между тем время пустопорожних разговоров для чиновников в самом разгаре. Более того, создается впечатление, что экономическое время в России словно замерло. Особенно это видно по речам российских чиновников, которые повторяются из года в год, – так, словно в стране не происходит ничего тревожного. Вот последние примеры «новых» идей наших чиновников, о которых они объявили на прошлой неделе.
Минфин РФ предложил ввести ограничение на расчет наличными – это субботняя новость со съезда «Единой России». А новость пятилетней давности выглядит практически неотличимой: Минфин активно продвигает идею перевода населения на безналичные расчеты. По словам министра финансов Антона Силуанова, в настоящий момент обсуждается запрет на крупные покупки за наличные деньги свыше 600 тыс. руб. (см. «НГ» 31.05.12).
«Спустя пять лет первый вице-премьер Игорь Шувалов на той же площадке в Давосе обещает все то же самое, призывая дождаться так и не написанной экономической программы, комфортных условий для инвесторов и роста ВВП», – пишут аналитики российского Центра политических технологий.
«Прежняя модель роста экономики России себя исчерпала», – говорит сегодня глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Но то же самое и в тех же самых выражениях она провозглашала и девять лет назад, находясь во главе Минэкономразвития.
В России нужно повышать пенсионный возраст, объявил в прошлый понедельник Алексей Кудрин. То же самое говорил Кудрин и в начале 2011 года – то есть шесть лет назад.
Такое постоянство речей и идей в нашем руководстве могло бы не беспокоить, если бы не многолетняя череда кризисов и стагнации. Сегодня Россия завершает первое «потерянное десятилетие» и вступает уже во второе. С 2009-го по 2016-й год экономика нашей страны находилась в застое: суммарный прирост ВВП за эти восемь лет – менее 1,5%. То есть в среднем менее двух десятых процента – то есть меньше статистической погрешности. В следующем десятилетии экономический застой в стране, вероятно, продолжится. И на этом фоне воспроизведение одних и тех же речей участниками российского руководства вызывает все меньше понимания и поддержки.
Экономический тупик и неготовность к изменениям оставляет чиновникам очень ограниченное поле для активности. Одни стараются убедить окружающих, что в экономике все нормально и нет причин для беспокойства. Другие заняты манипуляциями на мировом рынке нефти, которые помогут чуть сгладить бюджетный кризис.
«Мы сейчас находимся в ситуации, когда нет ни одного пузыря. Ни на одном рынке. Ни на рынке недвижимости, ни на рынке ценных бумаг, нигде. Абсолютно стерильная ситуация. Мы готовы к тому, что вот-вот начнется серьезное движение прямых иностранных инвестиций», – убеждал слушателей первый вице-премьер Шувалов на Давосском экономическом форуме в прошлый четверг. «Нынешние ситуации в экономике Японии, Европы и России примерно одинаковы», – заверяет россиян околоправительственный экономист Владимир Мау, разработчик долгосрочных стратегий и ректор президентской Академии народного хозяйства. Так что по Шувалову и Мау выходит, что никакого особенного российского кризиса не существует, наша страна находится в группе передовых экономик. Более того – в стране создана стерильная ситуация полной готовности к иностранным инвестициям. Жаль только, что мало кто может объяснить, почему инвесторам должна стать интересна страна с падающим спросом населения, растущим налоговым бременем и малопредсказуемой перспективой.