0
2711
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

15.01.2017 19:07:00

Неделя в культуре. Несмотря на протесты общества, Исаакий передают РПЦ

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: петербург, исаакиевский собор, рпц, музей


петербург, исаакиевский собор, рпц, музей Фото с сайта Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви

Главная новость культурной недели пришла на прошлой неделе из Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор, просьба о передаче которого РПЦ в 2015 году вызвала в обществе в целом и в музейной среде в частности массу протестов и тогда в итоге не была удовлетворена администрацией Петербурга, все-таки отдадут Церкви. Московский патриархат будет ведать собором в течение 49 лет – это личная договоренность патриарха Кирилла и губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко. 

Сейчас в Интернете собирают подписи против решения о передаче собора, в пятницу на митинг перед Исаакием собралось около 1 тыс. человек, следующая акция планируется 28 января на Марсовом поле – из-за нарушений закона «О передаче религиозным организациям имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Союз музеев России выступил с заявлением, в котором напомнил забывшим о том, что во время Великой Отечественной войны, «в годы блокады в подвалах собора жили десятки музейных сотрудников из разных музеев, которые в труднейших условиях сохраняли для потомков и изучали доверенное им культурное наследие, готовили многочисленные выставки, поднимавшие боевой дух ленинградцев и приближавшие Победу». Говорят музейные эксперты и о том, в частности, что «нам казалось, что за последние весьма непростые годы взаимодействия Русской православной церкви и музеев наконец-то появился и уже накоплен определенный опыт не противостояния, а компромиссов. Одним из лучших примеров этого музейное сообщество всегда считало именно Исаакиевский собор. Еще в 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», позволившее развиваться обоим направлениям деятельности, связанным с этим памятником ЮНЕСКО». В этом документе приведены цифры: «В прошлом году общие доходы музея составили 783 млн руб., из них более 100 млн руб. было потрачено на реставрацию, 100 млн руб. было выплачено налогов в бюджет. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса». Сообщается, что из 640 служб, проведенных в возведенном по проекту Огюста Монферрана соборе, «благодаря прекрасно организованной системе контроля в музее, на одну службу в среднем приходит менее 30 человек, а общее количество верующих, пришедших на службы, составляет менее одного процента от всех посетителей собора».

Ни для кого не секрет, что государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» в настоящее время осуществляет содержание и реставрацию за свой счет. После же передачи РПЦ расходы по содержанию берет на себя Церковь, по реставрации – город. То есть даже если взять экономический аспект, в кризисный период, когда бюджеты урезаются, все-таки решают разрушить успешно существовавшую такую модель музея. На сайте «Эха Москвы» депутат Заксобрания Петербурга от фракции «Яблоко» Борис Вишневский напоминает, что исторически «Исаакий никогда не передавался церкви и никогда не был приходским храмом». Нецелесообразность уничтожения такого музея очевидна, как, увы, и то, что в данном решении задействованы другие механизмы.

В пятницу российские кинокритики вручили премию «Белый слон», церемония прошла в Доме кино. Лучшим фильмом года был назван «Рай» Андрея Кончаловского – картина удостоилась главного приза. Отдельными статуэтками были также награждены и сам Кончаловский за лучшую режиссерскую работу, и оператор «Рая» Александр Симонов. Столько же «Слонов» досталось в этот раз «Монаху и бесу» Николая Досталя: за лучший сценарий (Юрий Арабов), главную мужскую роль (Тимофей Трибунцев) и роль второго плана (Борис Каморзин). Лучшей актрисой ожидаемо стала Наталья Павленкова, сыгравшая в «Зоологии», а приз за женскую роль второго плана достался Светлане Брагарник за «Ученика». Картина Кирилла Серебренникова также принесла «Белого слона» автору саундтрека композитору Илье Демуцкому. Призом за лучшую работу художника наградили Андрея Понкратова за «Дуэлянта». Лучшим дебютным фильмом критики и киноведы назвали «Коллектора» Алексея Красовского, документальным – «Слишком свободного человека» Веры Кричевской, событием года – картины Виталия Манского «В лучах солнца» и «Родные». Что касается анимации, то в этой категории победителей оказалось двое: приз за лучший мультфильм поделили «До любви» Игоря Ковалева и «Кукушка» Дины Великовской. Свою премию «Голос» в рамках церемонии в пятый раз вручали молодые кинокритики – помимо основного приза, который достался «Ученику» Кирилла Серебренникова, специальной награды с формулировкой «За активную гражданскую позицию» удостоился режиссер Александр Сокуров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4062

Другие новости