Фото с официального сайта Андрея Кончаловского
Американская киноакадемия объявила на прошлой неделе шорт-лист картин, претендующих на попадание в оскаровскую номинацию «Лучший фильм на иностранном языке». В список из девяти фильмов попал и российский – «Рай» Андрея Кончаловского. Сам режиссер, получивший за свою работу «Серебряного льва» в Венеции, отреагировал сдержанно, заявив, как сообщает ТАСС, «что «Оскар» бесконечно переоценен российскими и мировыми СМИ». Тем не менее именно у «Рая» есть все шансы оказаться в финальном списке номинантов, который будет объявлен 24 января. Фильм о Второй мировой войне и Холокосте, как показывает практика, может даже победить: в 2016 году «Оскар» в этой номинации получил «Сын Саула» Ласло Немеша, в 2015-м российский «Левиафан» обошла «Ида» Павла Павликовского. Среди конкурентов Кончаловского на данном этапе, в том числе, «Тони Эрдманн» Марен Аде, иранский «Коммивояжер» Асгара Фархади и «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана. Неожиданностью стало отсутствие в шорт-листе фильмов, которые считались фаворитами, – «Сьераневады» Кристи Пую, «Неруды» Пабло Ларраина и картины «Она» Пола Верховена. Тем более что последние два несколькими днями ранее оказались в списке номинантов на «Золотой глобус» в той же категории, где на этот раз не нашлось места российским фильмам, – ни «Рай» Кончаловского, ни «Ученик» Кирилла Серебренникова так и не попали из лонг-листа в финальный список номинантов «Золотого глобуса».
В Москве на этой неделе решалась судьба кинотеатра «Художественный», закрытого на реконструкцию с февраля 2014 года. С декабря 2016-го за работы по восстановлению старейшего столичного кинозала отвечает компания Александра Мамута, которая также владеет «Пионером» на Кутузовском проспекте. По заявлению предпринимателя, работы, с которыми не справился предыдущий подрядчик, обойдутся компании в 1 млрд руб. и займут около полутора лет – обязательным условием является сохранение исторического облика здания. Окупиться же кинотеатр, по расчетам, должен за 10–12 лет – столько же потребовалось «Пионеру». Что касается программы будущих показов, то она скорее всего будет отличаться не столько качеством, сколько стоимостью – о прежних дешевых билетах на показы, которыми славился «Художественный», скорее всего можно будет забыть. Зато не исключено, что, как и в случае с «Пионером», обновленный кинотеатр будет проводить специальные показы, устраивать ретроспективы и премьеры редких и не всегда добирающихся до широкого российского проката фильмов. Более того, согласно договору с правительством Москвы, которое формально сдает «Художественный» в аренду компании Мамута (на 20 лет, за 3 млн руб. в месяц на время реконструкции и за символический 1 руб. за квадратный метр на остальной срок), бизнесмен обязуется каждый год на месяц бесплатно предоставлять помещение для проведения городских массовых мероприятий.
В бывшем здании другого московского кинотеатра – «Ударник» – на этой неделе объявили номинантов X Премии Кандинского. Победителем в главной категории «Проект года» стал Андрей Кузькин и его «Право на жизнь», где документируются семь десятков акций и перформансов, сделанных художником за 8 лет. Обладателем премии в категории «Молодой художник. Проект года» стала Таус Махачева. Ее работа «Без названия 2» – перформанс, исполненный вымышленным супергероем по имени Супер Таус и посвященный подвигу смотрительниц дагестанского музея, которые в начале 1990-х буквально вырвали из рук вора «Абстрактную композицию» Родченко. Награду в третьей категории «Научная работа. История и теория современного искусства» получил критик и куратор Виктор Мизиано за «Виноградова и Дубосарского». Таким образом, и номинации, и призовые фонды юбилейной Премии Кандинского остались без изменения по сравнению с прошлыми годами. Единственным отличием стало разве что отсутствие политических работ.
Никита Михалков в субботу посетил Ельцин-центр в Екатеринбурге, работу которого критиковал в своих авторских передачах. После экскурсии по музею режиссер, по сообщению его пресс-службы, заявил, что впечатлен техническим оснащением музея, однако от своих прежних слов не отказывается и по-прежнему считает, что деятельность центра разрушает самосознание людей и не дает объективную трактовку истории. Главная претензия Михалкова заключается в том, что Ельцин-центр является не личным музеем человека, а «государственным инновационным курганом с поистине языческим поклонением всей деятельности Бориса Николаевича, где ни слова не сказано о тех порой трагических результатах, к которым эта деятельность привела». Наибольшее возмущение у режиссера вызвал анимационный ролик об истории России, представленный в начале экспозиции, однако руководство музея не намерено редактировать ролик или снимать его с показа. Как сообщает ТАСС, директор Дина Сорокина отметила, что Никита Михалков осмотрел лишь часть экспозиции и не видел самых ярких ее моментов, следовательно, по-прежнему не может судить о музее в целом. Это же мнение разделяет и Наина Ельцина, которая ранее назвала слова режиссера «ложью и оскорблением». В ответ Михалков выразил сожаление о том, что огорчил Наину Ельцину своей критикой, но продолжил настаивать на том, что образовательная программа центра должна быть скорректирована. Министр культуры Владимир Мединский отреагировал на ситуацию заявлением о том, что он «в этой дискуссии не участвует ни в каком виде».