На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Фото сайта Президента России
На прошедшей неделе депутаты Европарламента продолжили борьбу с так называемой российской пропагандой. Теперь, кроме общеполитических резолюций, обозначены и реальные шаги по противодействию информационной политике Кремля. Работу в этом направлении решено начать с телеканала Euronews. Об искажении информации в его русскоязычных новостях уже готовится специальный доклад. В дальнейшем возможны и санкции в отношении СМИ, которых сочтут пропагандистскими.
У России для внешнего мира свои информационные меры. Так, на минувшей неделе президент Владимир Путин подписал обновленную доктрину информационной безопасности. Старой как раз в эти дни исполнилось 16 лет, она и написана была совершенно другим языком. Да и у Кремля теперь другие ориентиры: упор делается на защиту духовных ценностей, противодействие подпольной работе в Интернете, реализацию во Всемирной сети российских национальных интересов.
Эта реализация, как подчеркивается в документе, «направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации». Но поскольку никто не проясняет, что такое «достоверная информация», то властям, понятное дело, остается широкий простор для интерпретации. Например, чтобы объявить те или иные зарубежные медиаресурсы рупорами информации недостоверной. В общем, Россия и Запад продолжают обмениваться охранительно-наступательными концепциями, и прекращения этого соперничества в ближайшем времени, видимо, не случится. Скорее, оно будет нарастать.
На прошлой неделе президент проявил повышенную активность и публичность. Он встретился с судьями на их всероссийском съезде и с силовиками, которые получили назначения на руководящие должности. Состоялась и продолжительная беседа с правозащитниками, которые давно жаждали возможности донести до главы государства совсем уже наболевшие проблемы.
Судьям Путин поручил защищать Конституцию. Дескать, за минувшие 25 лет страна многого достигла в плане исполнения взятых на себя перед миром правовых обязательств. Исполняться они будут и впредь, но не в ущерб Основному закону.
Силовым структурам президент раздал профильные наказы. ФСБ он отдельно похвалил за работу по обеспечению безопасности не только страны в целом, но и прошедшей думской избирательной кампании. Вооруженные силы Верховный главнокомандующий призвал учитывать сирийский опыт, а сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний поручил тщательнее следить за условиями содержания заключенных. Полиция, по его словам, должна и дальше противодействовать коррупции и обеспечивать дорожную безопасность, Следственный комитет – убедительно доказывать вынесенные обвинения, а Генпрокуратура – следить за законностью в социальной сфере. Служба внешней разведки обязана отслеживать изменение международной ситуации, а Росгвардия – защищать конституционный строй и бороться с экстремизмом.
На заседании Совета по правам человека Путин обсудил трудности, испытываемые некоммерческими организациями, различные региональные и местные проблемы, все тот же экстремизм и «дело Дадина». Он поддержал развитие общественного контроля за тюрьмами и инициативу проредить реестр НКО-иноагентов.
Допустил Путин и изменения соответствующего закона хотя бы потому, что в список иноагентов попало много экологических организаций. Задание разобраться в этой проблеме получили первый замглавы кремлевской администрации Сергей Кириенко и спецпредставитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. Впрочем, дал понять глава государства, даже если какие-то правки и будут внесены, усиления зарубежных каналов влияния на страну все равно никто не допустит.