Фото с официального сайта Президента России
Владимир Путин зачитал Федеральному собранию свое пятое по счету – в этом президентском сроке – Послание. Многообещающе анонсировав упор на внутриполитическую проблематику, глава государства тем не менее не преподнес никаких сюрпризов.
По сути, обращение к парламенту стало своеобразным продолжением общения с Общероссийским народным фронтом. Путин затронул исключительно социально-экономические вопросы: призвал наладить порядок в медицине и образовании, активней работать с волонтерами и молодежью. Правоохранителям президент в очередной раз приказал отстать от предпринимателей, а в антикоррупционной деятельности – отказаться от поспешного самопиара. Властям же в целом он посоветовал непрерывно слушать глас народа.
Последний пункт стал сквозным в речи главы государства. По его словам, россияне поддержали внешнеполитическую линию властей: теперь они резонно требуют соблюдать те же высокие принципы и «дома». Таким образом, Послание Путина разочаровало тех, кто ждал внесения ясности в грядущие президентские выборы или надеялся на резкие кадровые или политические шаги президента. Вместо этого оно стало своеобразным анонсом анонса: перемены не исключаются, наоборот, они как раз вероятны в ближайшем будущем. Ведь если Путин решит баллотироваться, то в 2017-м ему предстоит обратиться к Федеральному собранию не столько как президенту, сколько как кандидату в президенты – а это уже совершенно другая специфика.
Центризбирком, напротив, в скором времени обратится к самому Владимиру Путину. Ведомство Эллы Памфиловой готовит для главы государства доклад по минувшим выборам – с рекомендациями для выборов будущих. Судя по анонсированным направлениям работы, у ЦИКа далеко идущие планы. Другое дело, что полномочий у нее куда меньше, а потому и самые благие законотворческие порывы Памфиловой могут быть в любой момент заблокированы.
Обращает на себя внимание то, что в союзники она себе выбрала движение наблюдателей «Голос», сопредседатель которого Андрей Бузин стал на прошлой неделе ее советником. Несмотря на то что на первый взгляд это не самый высокий статус, спектр обязанностей у Бузина будет самый широкий: по сути, ему отдается экспертиза – от аналитики до выработки предложений – всех избирательных вопросов.
В это время российская внесистемная оппозиция, активно кооперируясь с западными либеральными партиями, ищет удобный для нее формат участия в президентских выборах – 2018. Уже сейчас насчитывается два кандидата: Григорий Явлинский – от «Яблока», Алексей Навальный – в зависимости от ситуации (сначала «дело «Кировлеса» должен пересмотреть суд). В «Открытой России» Михаила Ходорковского не исключают появления альтернативы – третьего политика. Он при этом должен быть молодым, а потому, надо полагать, рассматривается скорее на долгосрочную перспективу: наберется опыта в 2018-м, а к 20-м годам начнет тратить политические баллы на партийную деятельность.
В ПАРНАСе, правда, настаивают на своем, по их словам, «гибком» формате – участии в выборах как можно большего числа всех желающих. Впрочем, такая перспектива малорациональна, это демонстрирует вся политическая история демократических партий и кандидатов в XXI веке. Да и с анонсированной в партии Михаила Касьянова стратегией для оппозиции такая тактика не очень вяжется. Там-то как раз сделан упор на необходимость консолидированной позиции демократов: и партсписок для московских муниципальных выборов единый выдвинуть, и кандидата в президенты одного между собой выбрать.