Фото Gettyimages
На прошлой неделе состоялось историческое решение организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) о сокращении добычи ради стабилизации мировых цен. В среду участники ОПЕК в Вене достигли соглашения о коллективном сокращении добычи на 1,2 млн барр. в сутки, до 32,5 млн барр. в сутки. Это первое коллективное решение ОПЕК о квотах за последние восемь лет. К сокращению нефтедобычи собираются присоединиться и другие страны – в том числе и Россия.
Новость о достижении соглашения по сокращению добычи обеспечила рост мировых цен на 15%: с 47,2 долл. за баррель смеси Brent в среду до 54,5 долл. в конце недели.
В России надеются, что соглашение о сокращении добычи принесет казне дополнительно 600 млрд руб. в год. Такая прибавка не спасет Россию от бюджетного дефицита, который, по плану правительства, составит более 2,7 трлн руб. Но может заметно ослабить последствия бюджетного кризиса. Действительно, в трехлетний финансовый план власти заложили нефтяную цену в 40 долл. за баррель. А если по факту средняя цена окажется на уровне 50 долл. за баррель, то в бюджете появится даже некоторый «жирок».
«Рост цены может с большим запасом покрыть потери российских компаний от снижения добычи. Кроме того, без сделки цена на нефть могла опуститься до 40 долл. за баррель, если не ниже. В текущей ситуации каждые дополнительные 5 долл. к цене за баррель обеспечивают прирост ежедневной выручки на 55 млн долл.», – говорит руководитель «Аналитического центра ТЭК» Минэнерго России Павел Сорокин.
Чуть менее значимые последствия для страны будет иметь назначение в среду нового главы Минэкономразвития взамен арестованного или оглашение президентского Послания в четверг.
Вместо находящегося под домашним арестом Алексея Улюкаева президент назначил руководить Министерством экономического развития выходца из ЦБ и Минфина Максима Орешкина. Назначением Орешкина президент подтвердил неизменность своего курса, при котором экономический рост приносится в жертву финансовой стабилизации. Кроме того, президент продолжил линию кадровых назначений, когда на смену старым друзьям Путина приходят молодые технократы, которые не помнят времен, когда президентом был не Путин.
На следующий день после назначения Орешкина президент обратился с Посланием к Федеральному собранию, в котором анонсировал новую налоговую реформу. «Мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий», – сказал Путин. Стимулировать активность скорее всего планируется с помощью так называемой фискальной девальвации. То есть за счет увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) и резкого повышения внутренних цен – иначе говоря, за счет ограбления всех, кроме экспортеров. Для обсуждения налоговой реформы Путин отводит 2 года. Так, чтобы новый Налоговый кодекс заработал с 1 января 2019 года.
Пока же президент поручил воспитывать в детях «культуру инженерной работы». «За ближайшие 2 года число современных детских технопарков в России возрастет до 40, они послужат опорой для развития сети кружков технической направленности по всей стране. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, исследовательские институты», – указал в своем Послании глава государства.