Родион Щедрин мечтает, чтобы сквер Майи Плисецкой стал местом романтических встреч. Фото РИА Новости
Памятник Майе Плисецкой открыли в Москве вчера, в день 91-й годовщины со дня рождения балерины. Скульптор Виктор Митрошин изобразил артистку в образе Кармен – эту партию Плисецкая танцевала в 1967 году в «Кармен-сюите», одноактном балете Родиона Щедрина по мотивам оперы Бизе. Именно композитор, супруг балерины, выступил с инициативой создания памятника, который установлен на Большой Дмитровке, в сквере, год назад, к 90-летию Майи Плисецкой, названном в ее честь. В церемонии открытия, во время которой в сквере звучала музыка из «Кармен-сюиты», приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, руководитель Мариинского театра дирижер Валерий Гергиев и композитор Родион Щедрин.
Как отметил Валерий Гергиев, Майя Михайловна, презрев все законы мирового притяжения, летала по сцене, маэстро пожелал российскому музыкальному театру развиваться в том направлении, в котором хотела бы видеть его Майя Михайловна, – вверх и ввысь: «ХХ век стал веком балета, веку XXI есть к чему стремиться». Родион Щедрин сказал трогательную речь, где позволил себе «помечтать, чтобы со временем сквер превратился в место встреч молодежи, чтобы здесь назначались свидания». «Хотелось бы благоустроить сквер, высадить сирень здесь», – сказал композитор и добавил, что, хотя ему и нелегко говорить о родном человеке в прошедшем времени, он рад, что почтить память Майи Михайловны приехали ее друзья со всего мира.
До конца 2016-го – Года российского кино – Минкульт выделит деньги на производство 216 отечественных документальных фильмов. В ежегодном конкурсе в этот раз принимали участие почти 500 проектов, финансирование получат 216. Известно, что наибольшее число будущих картин, которые получат господдержку, посвящены, как и следовало ожидать, истории России и военной тематике – 63 фильма. На втором месте оказались истории о культуре и искусстве – 37 лент, среди которых фильмы о Прокофьеве, Чехове, Бродском, Левитане. Еще 27 проектов относятся к категории «социально-нравственных», остальные позиции поделили между собой работы, посвященные «популяризации научной и изобретательской деятельности», проблемам экологии, медицины и здоровья, этнографии, межнациональных отношений – и, как следствие, проблемам толерантности противодействия экстремизму, терроризму и преступности. Помимо этого, Минкульт поддержит 14 дебютов. Выделяемая сумма пока не разглашается.
В начале недели, почти одновременно с объявлением итогов этого конкурса Минкульта, свою программу назвал главный российский фестиваль документального кино. «Артдокфест», два года назад лишенный господдержки, пройдет в 10-й раз с 1 по 9 декабря. В конкурсную программу смотра вошли 22 ленты. Среди которых «Аустерлиц» Сергея Лозницы, участвовавший в Венецианском кинофестивале, фильмы украинского режиссера Юлии Гонтарук «Десять секунд» и чешского кинематографиста Филипа Ремунды «Близкий далекий восток» о событиях в Украине, «Дорога» Дмитрия Калашникова, снятый автомобильными видеорегистраторами портрет России, «Икона» поляка Войцеха Касперски о пациентах психиатрической лечебницы в Сибири, «Кредит на убийство» израильского постановщика Влади Антоневича, посвященный нерасследованным преступлениям, совершенным в России на почве ненависти, «Хроники неслучившейся революции» Константина Селина о дальнобойщиках и «Платоне» и другие российские и зарубежные фильмы на самые актуальные и острые политические и социальные темы. Так, фильмом открытия «Артдокфеста» станет лента немецкого документалиста Ирене Лангеман «Павленский: человек и власть». Еще одну картину, посвященную художнику, – «Голая жизнь» Дарьи Хреновой – можно будет увидеть в основном конкурсе фестиваля.