Фото сайта Счетной палаты Российской Федерации
События прошлой недели могут подтолкнуть к пересмотру не слишком удачной экономической политики последних лет, которая становится для власти все более дискредитирующей. Руководители государства продолжают говорить о скорой стабилизации, о «небольшом» дефиците бюджета и о снижающейся инфляции. Но все громче голоса тех, кто не боится сказать, что «король-то голый».
«Серое унылое существование. Осень Российской империи. Вот что обещают нам на 18 лет вперед Минфин, Банк России и Минэкономики. Господи, какие усталые, унылые существа!» – написал в прошлый четверг в своем блоге известный экономист Яков Миркин, завотделом Института мировой экономики и международных отношений РАН.
«Через 18 лет Россия окажется не на 12-м месте в мире, а на 30-м или 40-м. Идеология Банка России – смирительная рубашка. Кащенко… Идеология Минфина – упасть. Сосчитать – и опять упасть. Порезать, разделить. Понюхать – и опять отрезать. Стимулирующей роли налогов – нет. Есть фискальная. На все ответ – рост налогов и квазиналогов. Идеология Минэкономразвития – скорбное лицо. Рост будет, а как не быть? Будет, но как-то так. Или так-сяк, но ведь как-то будет! – так звучит крик души российского экономиста. Три фигуры в серых плащах, почесывая головы, склонились над когда-то роскошным телом российской экономики и, кивая капюшонами, отмеряют ей не жизнь – существование».
«Бюджет на следующую трехлетку принимается без плана мероприятий по стимулированию экономики, что фактически гарантирует дальнейшее падение ВВП», – заявила в пятницу на Всероссийском экономическом собрании вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. И продолжать нынешнюю политику вечной стагнации и «серого унылого существования» властям будет с каждым днем все сложнее. Подтолкнуть к пересмотру политики вечной стагнации может и смена экономического курса США при новом президенте. При Трампе России нужно быть готовой к снижению курса рубля и цен на нефть, заявил в субботу главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. «Это самый главный фактор для России», – сказал он в интервью Business FM. Но даже сам текст экономической программы Трампа – это явная противоположность российской политики вечной стагнации. Обещание Трампа добиться быстрого экономического роста за счет стимулирования реального сектора звучат в России удивительно, особенно на фоне невнятных речей тех самых «фигур в серых плащах».
Критику политики вечной стагнации можно услышать и от чиновников, и от близких правительству экономистов. Так, глава Счетной палаты Татьяна Голикова поставила под сомнение надежды правительства на рост инвестиций и увеличение ВВП в ближайшие три года. «Предполагается, что рост инвестиций будет происходить за счет наращивания частных инвестиций, одним из источников которых должны стать собственные средства предприятий. Одного факта наличия доступных финансовых ресурсов недостаточно для того, чтобы компании приступили к инвестициям. Вы знаете, что по итогам 2015 года величина прибыли организаций увеличилась по сравнению с 2014 годом на 19,9%. Но при этом отмечено значительное (на 8,4%) сокращение инвестиционной активности. Первое полугодие 2016 года говорит об этом же: прибыль возросла на 7,4%, инвестиции сократились на 4,3%», – заявила в прошлый вторник Голикова на парламентских слушаниях в Совете Федерации (см. «НГ» от 09.11.16).
Ключевая задача официального экономического прогноза – показать, за счет каких механизмов и в каких масштабах российская экономика может преодолеть стагнацию, но ответов на этот вопрос в правительственном прогнозе нет, оценили работу правительства в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (см. «НГ» от 11.11.16).