Фото Gettyimages
Парламентские партии в День народного единства 4 ноября продемонстрировали пример консолидации. В этот день состоялись два значимых мероприятия: шествие «Мы едины» и открытие памятника князю Владимиру. Причем первая акция была преподнесена СМИ скорее как общественная, нежели политическая: подчеркивалась массовость (то ли 100 тыс. человек, то ли 80 тыс.), участие всевозможных общественных организаций и последователей разных религий.
Упор на социальном единстве, видимо, был не случаен, ведь для демонстрации политической консолидации было выбрано другое мероприятие. Коммунисты заранее объявили, что участвовать в шествии не будут. Исключение они сделали два года назад, когда лидеры партий, взявшись за руки, прошлись по Тверской. Несистемная оппозиция вспомнила об этом: ее представители выложили в Сеть устаревшие фотографии, на самом деле Геннадия Зюганова на нынешней акции не было. Зато он вместе с другими главами партий, президентом, патриархом и спикерами обеих палат парламента присутствовал на открытии памятника князю Владимиру. Таким оригинальным образом и была решена проблема политического единства.
С минувшей недели решением проблемы единства начали заниматься и демократы. ПАРНАС в очередной раз запустил процесс по консолидации правых сил. Призыв сплотиться прозвучит в ходе политсовета партии 8 ноября, а к конкретным предложениям либералы перейдут уже в декабре. Согласно предварительному плану, самые разные оппозиционеры должны сформулировать нечто вроде общей стратегии на выборный цикл 2017–2018 годов. В 2017-м, в частности, планируется активное участие в выборах муниципальных депутатов Москвы, а в 2018-м речь пойдет уже о президентской кампании. За помощью политики обратятся к общественникам: декабрьская встреча всевозможных правых сил, по мысли парнасовцев, должна пройти в формате круглого стола, организатором которого выступит «группа уважаемых общественных деятелей».
Впрочем, с демократической синхронизацией уже начались первые проблемы. Например, в «Яблоке» заявляют, что стратегия у них уже есть, и вообще партия Григория Явлинского показала в ходе думской кампании результат лучше, чем у ПАРНАСа, а потому эта структура Михаила Касьянова должна предлагать какие-то варианты и идти на уступки. Да и Алексей Навальный уже выразил свою позицию: в 2018-м пройдет что угодно, но не выборы, а потому с этим процессом надо бороться, а не участвовать в нем. Форму борьбы он определил двумя словами: массовый бойкот.
Стартовавшая на прошлой неделе тюремная тема продолжится в ближайшие дни. Скандал вокруг предполагаемого избиения гражданского активиста Ильдара Дадина в одночасье вышел за рамки информационных сообщений либеральных СМИ, поднявшись до федерального уровня. Заключенный оппозиционер, передавший через своего адвоката открытое письмо, успел сообщить о пытках в колонии, опровергнуть свои слова, а затем согласиться подтвердить их правдивость на полиграфе.
Власти отреагировали моментально, отправив в Сегежскую колонию местных врачей, которые следов побоев не нашли. На время всем обвинениям в адрес системы исполнения наказаний был поставлен блок: начальника тюрьмы отстранили от управления, к делу подключились общественники и правозащитники. Возможно, такая оперативная реакция объясняется нежеланием получить очередной информационный выпад со стороны Запада.