На прошлой неделе Россия на высшем уровне поддержала возможное соглашение стран ОПЕК об ограничениях добычи нефти. Благодаря такой перспективе нефтяные цены закрепились выше 51 долл. за баррель смеси Brent. «Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти. Мы поддерживаем недавнюю инициативу ОПЕК по фиксации лимитов на добычу и рассчитываем, что на заседании ОПЕК в ноябре эта идея воплотится в конкретные договоренности, дав позитивный сигнал рынкам и инвесторам, и, конечно, поможет унять спекулятивную активность и избежать новых колебаний цен», – заявил президент Владимир Путин в понедельник на сессии Мирового энергетического конгресса в Стамбуле.
Если бы нефтяные цены весь год держались на уровне октября, то есть чуть выше 50 долл., то в России не случился бы острый бюджетный кризис. И властям не пришлось бы переводить страну на ручное бюджетное управление и переписывать основной финансовый закон под конец календарного и финансового года. Но в реальности средняя цена российской нефти марки Urals в январе–сентябре 2016 года оказалась всего 39,92 долл. за баррель. В результате дефицит бюджета-2016 может увеличиться до 3,7%, или до 3,9% ВВП.
Бюджетный кризис правительство надеется преодолеть за ближайшие три года путем резкого сокращения госрасходов и снижения бюджетного дефицита до 1,2% ВВП в 2019 году. Прогноз основных макроэкономических параметров трехлетки правительство утвердило в прошлый четверг. Власти предполагают, что в 2017-м экономика РФ вырастет на 0,2%, в 2018-м – на 0,9%, в 2019-м – на 1,2%. После двухлетнего спада доходы населения вырастут в 2017-м на 0,2%, в 2018-м – на 0,3%, в 2019 году – на 0,6%.
Примечательно, что правительство признает, что подавление Банком России инфляции ведет к торможению экономики им к продолжению стагнации, поскольку предыдущий прогноз предполагал рост ВВП в 2017 году на 0,6%. Восстановление экономического роста правительство и Центробанк не признают главной целью своей политики. Правительство концентрируется на снижении бюджетного дефицита ниже 3% ВВП. А Центробанк – на доведении инфляции до 4% в год. И власти отдают себе отчет, что эти цели объективно ведут к заморозке экономической активности.
Еще одно примечательное событие прошлой недели – это завершение приватизации «Башнефти» в пользу контролируемой государством «Роснефти». Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» закрыла сделку о покупке госдоли в «Башнефти» за 329,69 млрд руб., сообщило в среду Минэкономразвития РФ. Часть министров возражали против такой формы «приватизации», когда одна госкомпания покупает другую. Поэтому летом правительство отложило продажу «Башнефти». Но неожиданно президент одобрил схему государственной приватизации, и сделка состоялась.
При этом он заявил, что схема государственной приватизации – это позиция правительства, которой он был «немного удивлен». Владимир Путин объяснил в среду, что после приобретения «Башнефти» и последующей продажи большого пакета – 19,5% – самой «Роснефти» наступит так называемый синергетический эффект, «то есть стоимость этих 19,5% самой «Роснефти» существенным образом вырастает».
Не исключено, что выставленный на продажу госпакет «Роснефти» может оказаться в руках китайцев или индийцев – партнеров России по группе БРИКС. В субботу на саммите БРИКС в индийском Гоа было объявлено о выгодных для России контрактах. По итогам переговоров Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди Россия и Индия подписали ряд соглашений в военно-технической сфере. В их числе – о поставках зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», о производстве в интересах ВМС Индии фрегатов проекта 11356, а также о создании индийско-российской компании по производству вертолетов Ка-226Т. Владимир Путин и Нарендра Моди в режиме видеоконференции дали старт закладке третьего и четвертого энергоблоков АЭС «Куданкулам», которую строят структуры Росатома.