Пленарное заседание Государственной Думы. Фото сайта http://www.duma.gov.ru
Госдума нового созыва должна быть местом для дискуссий, заявил на первом пленарном заседании нижней палаты ее новоизбранный председатель – Вячеслав Володин. Свою роль спикер видит в обеспечении равных возможностей для всех.
Перешедший из «теневой» должности первого замруководителя администрации президента (АП), где он сформировал тезисы выборов «конкурентность, открытость, легитимность», Володин тут же придумал триаду и для парламента: «многопартийность, конкурентность и диалог». Эти принципы должны использоваться для осуществления главной цели, поставленной перед депутатами президентом Владимиром Путиным и самим спикером, – выполнения майских указов главы государства.
Слова Володина можно трактовать как продолжение «компромиссной линии» властей. «Единая Россия» (ЕР) получила конституционное большинство в нижней палате, но щедро поделилась с думской оппозицией комитетами, представленные в парламенте партии должны будут учитывать мнение тех избирателей, кто проголосовал за не попавшие в Госдуму политструктуры. Теперь же сама ЕР должна будет отстаивать свою точку зрения в обсуждениях и спорах.
Такой володинский «диалог», по идее, призван закамуфлировать тотальное превосходство партии власти, создать если не реальные многопартийность и конкурентность, то их видимость. Консолидированная в результате споров и обсуждений думская позиция может быть представлена как отражение мнения всего российского общества, а значит, она не поддается критике.
Но если вдуматься, кто все эти депутаты, вошедшие в Госдуму? Курируя внутриполитический блок проблем, вопросы региональной политики, Общероссийского народного фронта (ОНФ), Володин соответственно курировал и большинство из нынешних народных избранников. Они теперь во многом обязаны ему лично. Например, как выяснилось ближе к концу недели, семь думских комитетов возглавили выходцы из ОНФ, всего же «фронтовики» заняли 27 руководящих должностей в парламенте. Коммунисты теперь называют эту Думу «самой одиозной за всю историю». Они считают, как выяснила «НГ», что в будущем власть будет менять Конституцию. Так это или нет – еще вопрос, однако такая возможность у «Единой России» действительно есть.
Проблематика Госдумы, согласно сложившейся традиции, должна входить в круг обязанностей преемника Володина – бывшего главы Росатома, теперь уже первого замруководителя кремлевской администрации Сергея Кириенко. Путин назначил его на эту должность в тот же день, когда прошло первое пленарное заседание парламента.
Причем переход Кириенко в АП было ожидаемым событием – СМИ писали о его кандидатуре как о единственно возможной. В итоге это дало повод экспертам прийти к выводу, что руководство страны возвращается от практики внезапных назначений к публичной политике. В последние месяцы к журналистам несколько раз просачивалась информация о возможных кадровых пертурбациях – от средних масштабов (перестановки в Следственном комитете) до крупных (уход главы АП Сергея Иванова). И каждый раз эта информация подтверждалась.
Как бы то ни было, без ответа пока остается вопрос: как будет теперь выстроена система распределения полномочий? Переместится ли центр координации решений в саму Думу – к Володину или останется в АП? Или же во внутренней политике будет преобладать некое «двоецентрие»? Есть и следующая теория: конструкторов системы, которыми были Володин и его предшественник Владислав Сурков, заменили на функционеров – тех, кто будет управлять созданным механизмом, а не выстраивать его заново.
Эксперты сходятся лишь в том, что главной задачей Кириенко станет подготовка и проведение выборов президента 2018 года. Однако и здесь есть разночтения. Кто-то считает, что придерживающийся либеральных взглядов Кириенко должен будет выстроить отношения с демократами, а кто-то – что его целью является повышение имиджа президентской кампании в глазах Запада.