В новой Госдуме, как стало известно на прошлой неделе, сократилось число комитетов – с 30 до 26. Половина из них отошла «Единой России», по пять получили КПРФ и ЛДПР, а еще три застолбила за собой «Справедливая Россия». Таким образом, единороссы, одержав сокрушительную победу на парламентских выборах, решили не дожимать думскую оппозицию, поделившись с той постами в нижней палате.
Однако и для самой парламентской оппозиции сузилось пространство для поствыборной критики. Более того, после обращения Владимира Жириновского к президенту Владимиру Путину ЛДПР получает престижный с имиджевой точки зрения комитет по международным делам – его возглавит Леонид Слуцкий. То есть если сразу после завершения кампании противники партии власти могли заявить о своей уязвленной гордости, но не сделали этого, то теперь для негодования у них просто не будет основания.
Настройкой думского пространства, надо полагать, уже вовсю занимается переходящий из замруководителя администрации президента в председатели нижней палаты парламента Вячеслав Володин. Например, как стало известно «НГ», аппарат Думы переезжает в новое здание – причем с менее комфортабельными условиями. В течение предыдущих лет складывалась парадоксальная ситуация: многие депутаты по факту работали на аппарат. Теперь же, судя по всему, народным избранникам отдадут кабинеты аппаратчиков, и уже аппарат станет работать на депутатов.
То есть преференции получает не только парламентская оппозиция – общий статус Госдумы, как прогнозировали эксперты, очевидно, будет расти. На этом фоне важным становится вопрос: будут ли перемены в партийном поле? Владимир Путин их анонсировал еще в конце позапрошлой недели, однако затем тема не проявилась в публичном обсуждении. Возможно, к ней относятся последовательные призывы двух депутатов Госдумы – главы «Гражданской платформы» Рифата Шайхутдинова и руководителя «Родины» Алексея Журавлева – о создании на базе их партий союзов непарламентских политструктур. Все-таки одним из видов возможного преобразования партийного пространства России могло бы стать слияние больших или не очень думских партий с малыми недумскими.
В рядах несистемной оппозиции также наметили тенденции к союзу. Например, очередную попытку объединения в Демкоалицию собираются предпринять ПАРНАС и «Яблоко». С этой инициативой выступил глава первой партии Михаил Касьянов. Эксперты восприняли призыв демократа с понятным скепсисом: в течение лета были опробованы и провалились целых три союза – ПАРНАС и Алексей Навальный, ПАРНАС и «Яблоко», Яблоко и Партия роста.
Но теперь у либералов действительно может появиться реальный шанс. Прежде партии Касьянова и Григория Явлинского не могли договориться по трем пунктам. Первый – на базе чьей партии объединяться. Второй – поддерживать ли меморандум «Яблока». Третий – поддерживать ли кандидатуру Григория Явлинского на выборах президента РФ в 2018-м.
Сегодня, судя по всему, это выполнимо. Во-первых, Касьянов заявил, что ему все равно, вокруг кого объединяться, стало быть, он не против «Яблока» как главной площадки для демократов. Во-вторых, являясь членами «Яблока», партийцы из ПАРНАСа разделят и его меморандум. Наконец, в-третьих, Касьянов уже заявил об отказе от президентской гонки – стало быть, сможет поддержать Явлинского. Впрочем, главный вопрос заключается в том, согласятся ли с предложением в самом «Яблоке»?