Фото Evening Standard\Gettyimages.ru
Минувшая неделя началась с событий, посвященных 110-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В понедельник, 25 сентября, в крупных столичных и российских залах звучала его музыка. В фойе Большого зала Московской консерватории открыли бюст композитора – в присутствии вдовы, дочери, внука и правнука Шостаковича, – после чего Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнил Праздничную увертюру, виолончельный концерт (солировал Александр Князев) и Десятую симфонию композитора. Московская филармония пригласила для празднования этой даты Дениса Мацуева и Симфонический оркестр Республики Татарстан с их главным дирижером Александром Сладковским. Этот оркестр весь минувший сезон провел под знаком музыки Шостаковича – готовился и в августе осуществил запись полного цикла симфоний и концертов (см. об этом в «НГ» от 04.08.16). Для праздничной программы музыканты выбрали два фортепианных концерта и Пятую симфонию. Мацуев, отыграв, как всегда, в стремительных темпах, так же стремительно помчался в аэропорт – чтобы успеть на поздний концерт в Мариинский театр, где они с Валерием Гергиевым тоже сделали приношение Дмитрию Дмитриевичу.
В конце недели приятные новости пришли из-за рубежа. Австрийский журнал Opernwelt объявил итоги опроса музыкальных критиков по событиям прошедшего сезона, где обнаружился и русский след. Дирижером года авторитетное жюри назвало музыкального руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса – за его работу над оперой Верди «Макбет» в Цюрихе. Режиссером года стал – за постановку этого спектакля – руководитель берлинской Komische Oper Барри Коски. Театром года названа Штутгартская опера, премьерой – постановка оперы «Четверг» из гепталогии Карлхайнца Штокхаузена «Свет» (Базель). Оркестром года был признан оркестр Баварской государственной оперы под руководством Кирилла Петренко.
В области драматического театра произошли менее однозначные события. Ирина Апексимова, нынешний директор Театра на Таганке, скопом сняла с репертуара 21 спектакль. Ее приказ был опубликован на странице профкома актеров Театра на Таганке в Facebook. Из репертуара планируют убрать такие легендарные спектакли Юрия Любимова, как «Братья Карамазовы», «Медея», «До и после», «Живаго», «Театральный роман». При этом любимовские спектакли «Добрый человек из Сезуана», «Мастер и Маргарита», «Горе от ума», «Антигона», «Онегин», «Марат и маркиз де Сад» продолжат идти в театре. Другие постановки, оказавшиеся в списке на снятие, – это работы «Группы юбилейного года», куда входили молодые режиссеры, попробовавшие встряхнуть «Таганку» еще до прихода Апексимовой. Так, с репертуара снимут спектакли, анализирующие историю театра Юрия Любимова, – «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова, «Присутствие» и «Радио-Таганка» Семена Александровского. А также подписаны к закрытию несколько спектаклей Малой сцены. В опубликованном в Сети документе говорится, что это связано «с износом спектаклей, уходом артистов – исполнителей главных ролей, невозможностью восстановления и поддержания спектаклей Ю.П. Любимова на должном художественном уровне, а также с обновлением репертуара». Так, после смерти актера «Таганки» Феликса Антипова, по словам директора, не могут существовать около пяти постановок. Однако, по словам актера того же театра Алексея Граббе, театр сейчас находится в полурабочем состоянии не только в связи с затянувшимся ремонтом основной сцены, но и потому, что у руководства театра нет желания сохранить прежний репертуар. И поскольку в театре ликвидирован художественный совет и всем руководит директор, решения выносятся единолично.