Фото с официального сайта Минобороны России
Едва завершились российско-китайские учения в Южно-Китайском море под названием «Морское взаимодействие – 2016», в которых с обеих сторон приняли участие 22 корабля, два десятка самолетов и вертолетов, 40 единиц боевой техники и более полутысячи военнослужащих, как Минобороны РФ преподнесло западным аналитическим центрам еще два повода для серьезных геополитических раздумий. Речь идет о начавшихся на прошедшей неделе совместных маневрах с вооруженными силами Индии – «Индра-2016» и российско-пакистанском тактическом учении «Дружба-2016».
«Индра-2016» – далеко не первое в ряду других мероприятий военно-прикладного значения с политическим акцентом, которые на регулярной основе проводят силовые структуры Москвы и Дели. На этот раз принимающей стороной стало российское военное ведомство.
Основные события развернулись в Восточном военном округе (ВВО) на Сергеевском полигоне. Всего к маневрам привлечено более 500 военнослужащих с обеих сторон и до 50 единиц боевых машин, а также отряд беспилотных летательных аппаратов, штурмовая и армейская авиация ВВО. С нашей стороны задействованы две мотострелковые роты, танковая рота, минометная, гаубичная самоходная артиллерийская и реактивная батареи и огнеметный взвод. Индийская сторона представлена подразделениями мотострелкового батальона численностью 250 человек.
Как сообщает пресс-служба Восточного военного округа, учения продлятся до 2 октября. И уже в первый день российские военнослужащие устроили для индийских коллег мастер-класс по стрельбе из танков Т-72 и боевых машин пехоты, а также провели выставку вооружения и военной техники. После чего военнослужащие вооруженных сил Индии получили возможность на практике опробовать российское стрелковое оружие, стоящее на вооружении мотострелковой бригады общевойсковой армии.
По мнению экспертов, это были стрельбы с коммерческим уклоном. Как известно, Дели – один из наиболее активных потребителей российского оружия и боевой техники, и Минобороны не упустило возможности еще раз показать свой товар, что называется, во всей красе.
А вот российско-пакистанские тактические учения для российских военнослужащих – это своего рода гастрольная поездка с ознакомительными целями. Нашу сторону на маневрах, которые продлятся до 10 октября, представляют 70 военнослужащих горной мотострелковой бригады Южного военного округа, дислоцированной в Карачаево-Черкесской Республике. И поскольку это чуть ли не первый контакт российских и пакистанских военнослужащих, встречали наших горных стрелков в аэропорту Исламабада по высшему разряду – с почетным караулом и оркестром.
Разместили российских военнослужащих в населенном пункте Черат (100 км западнее Исламабада), где на базе Центра подготовки сил специальных операций и будут проходить совместные учения. Практическое назначение этих маневров – отработка тактики борьбы с террористами в горной местности. Политическое – укрепление и развитие военного и военно-технического сотрудничества (как известно, Исламабад ведет переговоры с Москвой о приобретении боевых вертолетов, поставка которых намечена на 2017 год).
И хотя по размаху тактические учения на полигоне Черат не идут ни в какое сравнение с продолжающимися совместными российско-индийскими маневрами, а тем более с «Морским взаимодействием – 2016», их геополитическое значение трудно переоценить. Прежде всего надо отметить, что это первый контакт военных ведомств двух стран, после того как Исламабад выдворил с авиабазы Шамси американцев, «нарушивших все приличия» в ходе операции по уничтожению Усамы бен Ладена. Во-вторых, пакистанское руководство весьма напрягает «растущее сближение Индии и США». Но поскольку ни Исламабад, ни Дели, где до последнего момента не скрывали своего неудовольствия в связи с российско-пакистанскими маневрами, учений не отменили, можно утверждать, что в военном сотрудничестве с Москвой обе стороны заинтересованы в одинаковой степени. Чего, например, не скажешь о Вашингтоне и его западных партнерах, которые считают учения с индийцами на полигоне Сергеевский и с пакистанцами на базе Центра подготовки сил специальных операций Черат признаком «стремления России расширить свое влияние в Южной Азии».
Насколько оправданно такое беспокойство, покажет время. Но вот что примечательно. Как хорошо известно, и Китай, и Индия, и Исламская Республика Пакистан являются членами Ядерного клуба. И в годы правления Барака Обамы, пребывающего сейчас в качестве «хромой утки», американская дипломатия ухитрилась серьезно испортить отношения не только с Пекином, но и с Исламабадом, а некий альянс с Дели при всем желании пока что трудно назвать фундаментальным. И если Москве удастся на почве военного сотрудничества и взаимопонимания сформировать у себя в юго-восточном подбрюшье некий ядерный прямоугольник, не подконтрольный Западу, это будет уже совсем другая геополитическая ситуация.