Новости об увольнениях руководителей театров встряхнули по-летнему спокойную неделю. В пятницу министр культуры Пермского края Игорь Гладнев в одностороннем порядке расторг договор с художественным руководителем «Театра-Театра» Борисом Мильграмом. Учредитель вменяет экс-руководителю «систематические нарушения руководством театра норм действующего законодательства и срыв реконструкции сцены театра», а также сознательные «действия для срыва гастролей театра «Сатирикон». «Кроме того, – сообщается в официальном заявлении министерства, – стало очевидным, что заявленные руководителем принципы не соответствуют пониманию функций возглавляемого им театра, не соответствуют задачам, которые были закреплены за государственными учреждениями концепцией государственной культурной политики, утвержденной президентом РФ, государственной стратегии развития театрального дела на территории РФ».
Все эти обвинения опровергает театр – на сайте в этот же день появился комментарий руководства и российских театральных критиков. Функции и принципы возглавляемого театра Мильграм разработал лично – за десять с лишним лет, что он стоит у руля бывшего Пермского театра драмы, была разработана новая концепция театра, об успешности которой говорят многочисленные номинации и лауреатские звания, в том числе и несколько «Золотых масок». В срыве гастролей в Перми «Сатирикона» «Театр-Театр» обвиняет само министерство, которое не уведомило учреждение о грядущем визите в театр артистов из Москвы. В результате гастрольные спектакли накладываются на собственный репертуар театра (билеты уже запущены в продажу), и его отмена влечет за собой невыполнение госзадания. Мильграм встречался с министром Гладневым и обсуждал возможность выхода из этой ситуации без посредника (на участии компании по организации гастролей настаивает министерство), путем заключения договора между театром и министерством, с учетом обстоятельств отмены спектаклей. В ответ на это предложение Мильграм был уволен. Сам режиссер считает, что поступок министра продиктован «личной местью и неприязнью, а также сведением счетов». Напомним, что Игорь Гладнев сменил на посту министра самого Мильграма, соавтора пермской культурной революции. В одном из интервью Гладнев назвал действия предыдущей команды «сорняком»: «За период «культурной революции» не было создано выдающихся выставок, не появилось новых уникальных исполнителей. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного. Это было умышленно. Создавать новую картину мира и при этом всех, кто не соответствует этой картине, исключать – это ошибочно и вредно. Если бы «культурная революция» продолжалась, то был бы нанесен непоправимый вред, который бы выражался в принципе сорняка. Под сорняком ничего не растет».
Сам Гладнев стал одним из самых непопулярных региональных министров культуры в России. Теодор Курентзис пытался добиться переподчинения Пермского театра правительству края, так как министр культуры «потерял доверие», и неоднократно заявлял, что общаться будет лишь напрямую с губернатором Виктором Басаргиным. Министерство снизило дотации на постановки, выступает против строительства новой сцены театра. При нынешнем министре был упразднен фестиваль «Белые ночи», музей жертв политических репрессий «Пермь-36» был включен в реестр «иностранных агентов». По инициативе министра Гладнева (очевидно, как контрреволюция) был проведен фестиваль «Веселый коровяк», в рамках которого прошел конкурс по метанию коровьих лепешек.
Второе увольнение – в Москве. Директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ара Карапетян написал заявление об уходе, ожидается, что нового руководителя театра Департамент культуры представит коллективу во вторник. Очевидно, что уход по собственному желанию – согласованная с учредителем форма увольнения. По неофициальным данным, Карапетяну вменяется трудоустройство в театр родственников (ограничивается законодательством), а также падение художественного уровня театра. Со вторым пунктом согласиться довольно сложно – Карапетяну удалось удержать и состояние труппы, и репертуарную политику на уровне, достойном предыдущего руководителя. Напомним, предыдущий директор театра Владимир Урин действительно сделал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко лучшим в Москве, и этому не помешали жена и сын Урина, которые занимали в коллективе руководящие позиции.