Фото Reuters
На прошедшей неделе президент Владимир Путин подписал пресловутый «закон Яровой», который будет способствовать борьбе с терроризмом через фактическое разорение российской интернет-отрасли и операторов мобильной связи. Впрочем, подпись главы государства вопреки обыкновению в одно слово не уложилась. Вместе с одобрением закона Путин выдал целый список поручений правительству и ФСБ по работе с озабоченностями бизнеса и общества.
Например, необходимо развернуть мониторинг применения нового закона, оценивая его ход именно с точки зрения затратности исполнения отдельных норм. Можно также предположить, что поручение «уточнить этапы» этого исполнения при подготовке подзаконных актов – это тоже кивок в сторону IT-компаний: мол, вашу тревогу услышали, специально ставить в невыносимые финансовые условия никого не будут.
Тем не менее шум вокруг «закона Яровой» не утихает, чему на минувшей неделе способствовал еще один законодательный скандал. Напомним, что параллельно с антитеррористическим Госдума под конец своей работы приняла и президентский пакет по созданию Росгвардии. С ним никаких сюрпризов не было, пока не наступила финальная стадия. Выяснилось, что один из законов, регулирующих полномочия нового органа по контролю за гражданским оружием, Путин подписал немного не в том виде, что был одобрен депутатами и сенаторами.
Они голосовали за то, чтобы соответствующая лицензия действовала 10 лет, а президенту на подпись пришел текст, в котором речь шла о пяти годах. Любопытно, что долгое время это разночтение никто даже не пытался скрыть: в думской базе висел один текст, на портале для официальных публикаций – другой. А из Кремля при этом раздавались уверения, что ничего странного в этом нет, дескать, законы, принятые парламентом, это еще не совсем законы, а скорее материалы справочного характера.
Прошлая неделя вообще оказалась богатой на скандалы. Не успел уйти в сторону от медиавнимания заезд выпускников академии ФСБ на мерседесовских вездеходах, как началось обсуждение купеческой вечеринки парочки российских футболистов. Едва стала затихать и эта история, в которой спортсмены сыграли роль случайных жертв, как тут же развернулся сбор подписей за роспуск нашей футбольной сборной, за считаные дни разросшийся до почти миллиона сторонников.
А между тем в стране уже почти месяц полным ходом идет избирательная кампания. Но никакие ее повороты, иногда вполне себе драматические, внимания общества, похоже, совершенно не привлекают. Скажем, в начале прошедшей недели стало окончательно ясно, что в споре двух демократических партий ПАРНАСа и «Яблока» победила последняя. Григорий Явлинский решился на создание новой Демкоалиции, а Михаил Касьянов погряз во внутрипартийных склоках. Так что именно яблочники решили развернуть в ходе выборов жесткую дискуссию прежде всего по внутриполитическим проблемам страны. А вот парнасовцы говорят, что они сделают упор на экономические и социальные трудности.
Как раз на Явлинского на минувшей неделе и напали в соцсетях сторонники оппозиционера Алексея Навального, занимающегося сейчас демонстративным игнорированием думской кампании. Основателя же «Яблока» обвиняют в сговоре с Кремлем, а также в том, что почти 25 лет существования этой партии никакой пользы не принесли.