Теперь спектакли Большого театра можно посмотреть и на свежем воздухе. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС
В один день в Москве, 30 июня, будто передавая друг другу эстафету, завершился 38-й Московский международный кинофестиваль с победой картины «Дочь» Резы Миркарими (подробнее см. «НГ» от 30.06.16), а на Трехгорной мануфактуре стартовала V Московская международная биеннале молодого искусства (о ней читайте в ближайших номерах «НГ»).
В тени громких новостей оказалось другое важное событие. Неделю назад, в прошлое воскресенье, завершилась 21-дневная акция художницы-акционистки Катрин Ненашевой «На-казание» (интервью с ней см. в «НГ» от 20.06.16), посвященная протесту против жестокого обращения с детьми в детских домах. Художница ходила по городу с закрепленной на спине больничной койкой, к остову которой крепился лоскут ткани с вышитым «Сотни сирот – это заложники психбольниц». 12 июня Катрин Ненашева обрабатывала пролежни инвалиду-колясочнику Дмитрию Жданову в Александровском саду. За время трехнедельной акции сама акционистка стояла на коленях на горохе, ела ложками соль... – то, что заставляют в виде наказаний делать в детдомах и больницах сирот. 26 июня акцию она завершила в «Детском мире»: Дмитрий Жданов попробовал встать с коляски – и прошел до выхода из магазина. «Мы подумали, что смысла заканчивать акцию демонстрацией наказания нет, в частности, в силу апатии, наблюдаемой и в обществе, и в художественной, и в политической среде. И решили закончить акцию, поскольку она была посвящена истории Димы, вставанием на ноги – несмотря на то что ходить он не может, то есть ему очень сложно это делать. Но он все-таки попробовал. Нам хотелось показать, что, несмотря на наказания, на апатию, дети борются и стараются идти вперед вопреки трудностям, которые испытывают в своем детском государственном мире. Для меня было важно пройти с Димой этот путь и важно, что после акции 12 июня он снова поверил в себя. Моя задача как художника была показать этого героя и дать ему голос, поскольку обычно у нас о таких людях практически не пишут и не говорят», – рассказала художница «НГ».
На фоне этого общественного равнодушия в адрес протестной акции художницы-акционистки последовали жесткие меры. Сразу после начала «На-казания» художницу уволили из благотворительного фонда, в котором она работала. Причин ей не объясняли, но сама она предполагает, что это связано с критикой ее деятельности внутри организации, и, кроме того, продолжает акционистка, «у НКО сейчас проблемы с новым законом про политическую деятельность – начиная с того, что нельзя проводить пикеты и участвовать в собраниях и публично критиковать государственные механизмы». (Здесь стоит сказать, что Катрин Ненашева еще после прошлогодней акции «Не бойся» на Красной площади лишена повышенной стипендии в Литинституте, которому пришлось писать в Минкультуры объяснительную.)
Но это еще не все. После акции Катрин Ненашевой 12 июня, не застав ее вечером в общежитии, сотрудники Центра «Э» (центр по противодействию экстремизму ГУ МВД. – «НГ») 14 июня отправили повестку в ОВД на адрес прописки в другом городе. Составление протокола об административном нарушении по ст. 20. 2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) назначили на 28 июня. Хотя, как отмечает художница, согласно ст. 28. 5 его правомерно составлять в течение двух суток после правонарушения... В просьбе адвоката Катрин Ненашевой о переносе этой «встречи» с 28 июня на другой день в ОВД ему отказали, сообщив, что все составят сами, а дело передадут в Тверской суд. «Непонятно, куда они пришлют повестку в суд, и как я смогу узнать, когда назначены слушания», – говорит художница.
Другой сюжет, на этот раз связанный с музейными кадровыми перестановками, получил развитие на прошлой неделе. Экс-директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, которую внезапно сменил Игорь Конышев (см. «НГ» от 26.06.16), приказом Минкультуры назначена руководителем историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический». Напомним, год назад, когда губернатор Севастополя Сергей Меняйло назначил директором этой институции протоиерея Сергея Халюту, в музейной среде это вызвало скандал (см. «НГ» от 09.08.15). Халюта руководителем пробыл недолго, врио музея-заповедника стала Лариса Седикова, которая теперь будет замдиректора по науке. А одним из первых обещаний, которое на новом посту озвучила Мельникова, стало выстраивание взаимоотношений с РПЦ. Комментарии, как говорится, излишни.
Уик-энд на Театральной площади собрал сотни москвичей и гостей столицы. Большой театр вышел «в свет»: впервые состоялась трансляция спектаклей Исторической сцены на экране, давали «Царскую невесту» Римского-Корсакова. А в следующие выходные можно будет увидеть знаменитый балет «Драгоценности».