На прошедшей неделе президент Владимир Путин выполнил свою формальную обязанность, опубликовав указ о проведении выборов в Госдуму 18 сентября. Документ вышел, как говорится, под самый дедлайн – 17 июня, тогда как крайний срок в законе обозначен 19-м числом этого месяца. Напомним, что в принципе глава государства мог дать старт избирательной кампании уже с конца мая, но все дело в том, что никто из основных участников гонки вообще-то в этом и не нуждался.
Как известно, после президентского указа Минюст должен опубликовать список партий, имеющих право идти на выборы. Их там будет целых 75 штук, однако в реальности актуальными являются лишь пара десятков политструктур. При этом большая их часть – 14 партий, считая парламентскую четверку, не должна будет собирать подписи граждан в поддержку собственной регистрации в качестве претендента на думские места. Льготникам длинная кампания не нужна, вот Путин, получается, под них и подстроился, своим указом задав выборам если и не укороченный, то уж точно интенсивный характер.
Участие в выборах на льготных основаниях это, конечно, хорошо, но лишь в том случае, если на них есть с кем выходить. Партия народной свободы (ПАРНАС) именно с кадровой линейкой определиться пока и не может. Никак не решается проблема, кого ставить во главу партсписка, кого в какие одномандатные округа отправлять. В результате несистемные оппозиционеры уже перенесли свой съезд с 20-х чисел июня на начало июля.
Напомним, что ПАРНАС пытался провести собственные праймериз, устроенные по примерно такой же схеме, как и у «Единой России». Однако либералов подвела и явка, и чистота голосования. После чего принялась рассыпаться не только Демократическая коалиция, но и сама партия Михаила Касьянова. И сейчас, похоже, для нее более важно внутреннее противостояние в руководящей верхушке, чем электоральные перспективы на 18 сентября. Эксперты полагают, что, например, настойчивость Касьянова, имеющего гарантированную позицию лидера списка, по поводу обязательного учета проваленных праймериз вызвана нежеланием видеть рядом с собой в первой тройке своего мятежного зама Илью Яшина. Съезд ПАРНАСа, подтвердили на минувшей неделе партийные источники, вполне на такое способен.
Между тем ситуация в стране в общем-то дает шанс оппозиции на получение более высоких, чем обычно, результатов. Комитет гражданских инициатив (КГИ), патронируемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным, на прошедшей неделе представил рейтинг риска для российских регионов. По мнению исследователей, растет количество субъектов РФ, в которых совпадают плохое социально-экономическое положение, сложная политическая ситуация и высокий протестный потенциал. Эксперты КГИ указали, что последний теперь уже не является отличительным признаком мегаполиса и в целом городского населения страны. Уличная активность возрастает и в провинциальной России.
Президентский совет по правам человека (СПЧ), как выяснила «НГ» на прошлой неделе, предлагает властям компенсировать такое настроение большей открытостью предстоящей кампании. Правозащитники скоро направят Путину свои рекомендации на этот счет. Главное предложение в них – вернуть в рабочее состояние те веб-камеры, которые были поставлены на каждом избирательном участке в 2012 году. Настаивает СПЧ и на либерализации условий для общественных организаций, которые обеспечивают присутствие на выборах независимых наблюдателей. Еще одно предложение – повсеместно уменьшить давление административного ресурса на партии и кандидатов. В общем, президентский совет намекает на то, что прежде всего надо ограничить те возможности, которые есть у партии власти.