Фото Reuters
Президент России Владимир Путин на минувшей неделе помиловал Надежду Савченко, осужденную за убийство на 22 года. Украинский президент Петр Порошенко синхронно освободил от 14 лет тюрьмы и отправил домой россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова. Этот давно ожидаемый, но все равно авральный обмен тут же поднял волну споров о причинах и последствиях первого за долгое время согласованного решения двух государств.
Российская сторона объяснила свой шаг соображениями гуманности – в отношении Савченко и заботы о собственных гражданах – что касается Ерофеева и Александрова. В последующие после обмена дни в провластных СМИ подчеркивалось, что раз с просьбой об освобождении украинки выступили близкие погибших в Донбассе журналистов, то, стало быть, нельзя рассматривать выданное ей помилование как уступку Путина Западу или Украине. Последняя, как и ожидалось, развернула информационную кампанию по поводу возвращения домой символа своей борьбы с российской агрессией. Понятное дело, что вокруг Савченко моментально началась активная политическая возня. Порошенко же пообещал вслед за Савченко вернуть Украине Донбасс и Крым.
По Донбассу ему тут же ответил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков – мол, пожалуйста, но договаривайтесь с ДНР и ЛНР. Путин еще более жестко привязал возврат неподконтрольных Киеву территорий Юго-Востока к Минскому процессу. Одновременно из Москвы Киеву прозвучал и совет – после возвращения Крыма в Россию о его бывшей принадлежности пора бы уже и забыть.
И все-таки главной внутриполитической темой прошедшей недели стали обстоятельства и последствия проведенного «Единой Россией» внутрипартийного предварительного голосования по отбору претендентов на участие в выборах Госдумы. В конце недели федеральный оргкомитет праймериз подвел итоги этой тренировочной избирательной кампании. Были утверждены 225 выдвиженцев по одномандатным округам страны. Среди них оказались лишь 74 действующих депутата шестого созыва. Для партии власти особым предметом для гордости стал тот факт, что остальные 151 человек – это региональные и местные активисты.
Впрочем, результаты праймериз – это пока лишь предварительная раскладка. Особенно это касается региональных групп в партийном списке, который должен будет утвердить съезд ЕР в 20-х числах июня. Более того, на прошлой неделе секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов сообщил, что уже было принято решение об аннулировании результатов троих участников праймериз, и предупредил, что этот процесс, возможно, будет продолжен. Как известно, жалоб на предварительное голосование от проигравших его единороссов поступало много. Поэтому нельзя исключить, что к съезду партии появятся и какие-то новые корректировки по персоналиям.
Эксперты уже пояснили, что предстоящий этап внутрипартийной жизни условно можно назвать «праймериз-2». На них активность претендентов и публичность дискуссии уже не будут иметь значения, в силу вступают законы кулуарной политики. И в результате некоторые фавориты предварительного голосования, вполне возможно, могут несколько подвинуться, чтобы пропустить вперед нужных руководству партии людей. И хотя официально считается, что попасть в список ЕР без праймериз невозможно, за съездом партии сохраняется безусловное право на принятие любых кадровых решений.
Активность, впрочем, проявляют не только единороссы – просто она у них наиболее демонстративна. Другие партии – думские и непарламентские – работу по подбору кандидатов тоже ускорили. Это необходимо хотя бы для того, чтобы поучаствовать в возможном размене одномандатных округов. Причем о снижении конкуренции в отдельных местах хотят договориться не только думская оппозиции или, скажем, «Яблоко», но и, похоже, сама ЕР.