Фото с официального сайта Государственного центра современного искусства
Прошедшая культурная неделя началась в мажоре – в понедельник было официально объявлено о грядущих гастролях миланского театра Ла Скала в Москве, они пройдут с 10 по 16 сентября в Большом театре. Новый директор театра Ла Скала Александр Перейра, человек деятельный и предприимчивый (в его бытность в Цюрихской опере пели и ставили сплошь мировые звезды, а возглавив одновременно Зальцбургский фестиваль и Ла Скала, он умудрился продать несколько миланских спектаклей австрийскому фестивалю, правда, после этого ему пришлось освободить интендантское кресло), быстро нашел спонсора – гастроли поддержит фестиваль «Черешневый лес». На исторической сцене Большого театра трижды покажут спектакль «Симон Бокканегра» – по словам Перейры, этот спектакль выбран с целью «представить работу выдающегося дирижера Мунг-Вун Чунга. Недаром у него репутация фантастического интерпретатора вердиевских опер». Этого дирижера хорошо знают и любят в Москве – он не раз выступал здесь с оркестром Радио Франс, а однажды – и с оркестром театра Ла Скала. Музыкальный руководитель театра Риккардо Шайи представит Реквием Верди, в копилке отечественного меломана это будет пятая интерпретация Реквиема в исполнении артистов и главного дирижера Ла Скала (после Караяна, Аббадо, Мути и Баренбойма). Еще один вечер гастролей будет посвящен итальянской музыке – в нем прозвучат фрагменты сочинений Керубини, Верди и Россини.
Другие новости недели не были такими радостными. В среду днем стало известно, что Министерство культуры упраздняет Государственный центр современного искусства. Если быть точнее, ГЦСИ войдет в структуру музейно-выставочного центра РОСИЗО, глава этой организации Сергей Перов (по образованию – военный) обещал сохранить и штат, и основную деятельность центра. Министр культуры Владимир Мединский, представляя новую структуру, отметил, что РОСИЗО и ГЦСИ имеют сходные задачи – они представляют современное искусство в России и за рубежом, сотрудничают с музеями и критиками, поэтому логично было создать единый центр поддержки современного искусства. Излишне повторять, что современное современному рознь. То, что создается сегодня (современное), совсем не значит искусство актуальное, экспериментальное (то, что на Западе называется contemporary art), какое не слишком жалуют нынешние структуры, формирующие культурную политику. Скорее всего дело Михаила Миндлина, возглавлявшего ГЦСИ с 2002 года, будет бесславно похоронено. Сам же Миндлин принял предложение Минкульта и теперь займется искусством самым благонадежным – древнерусским. Сегодня его представят в качестве директора коллективу Музея Андрея Рублева.
Очевидно, что планы Миндлина (и государства) по возведению на Ходынском поле выставочного комплекса ГЦСИ не будут реализованы. Даже несмотря на то, что на закладке первого камня присутствовал сам министр Мединский. А вот частные инвесторы в современное искусство готовы вкладывать: в четверг объявили о старте реализации проекта по созданию музейно-образовательного комплекса «Академия современного искусства», он будет создан в здании бывшей ГЭС-2 на Болотной набережной.