Фото с официального сайта Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф.Светланова
На прошлой неделе стало известно, что в Государственном академическом симфоническом оркестре им. Светланова появится главный приглашенный дирижер, в следующем сезоне им станет Василий Петренко. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, сегодня Петренко возглавляет Королевский филармонический оркестр Ливерпуля и Филармонический оркестр Осло, служит главным дирижером Молодежного оркестра Европейского союза и приглашенным дирижером Михайловского театра. Для 40-летнего дирижера это признаки очень успешной карьеры, Петренко, как справедливо отмечает пресс-релиз, – один из наиболее востребованных российских дирижеров. С Госоркестром Василий выступал неоднократно, и в самой по себе фиксации взаимоотношений нет ничего плохого – напротив, регулярные встречи хорошего дирижера с хорошим оркестром полезны обоим. Вопрос в другом. Множатся слухи о том, что Владимир Юровский – художественный руководитель ГАСО – будет снижать свою нагрузку, а после окончания контракта (2019) уйдет со своего поста. Почва для такого рода подозрений есть: этим летом Юровский возглавит в качестве главного дирижера и художественного руководителя Симфонический оркестр Берлинского радио, продолжается его контракт с Лондонским филармоническим оркестром. Даже учитывая, что Юровский был честен с учредителем (Министерство культуры РФ), самим коллективом и публикой и отказался от должности главного дирижера ГАСО, став лишь его худруком, тянуть три оркестра маэстро будет довольно сложно. Видимо, в помощь и призван главный приглашенный дирижер. Но – как уже сказано выше – и у Петренко весомая нагрузка на Западе, так что и от него ждать погружения в работу с ГАСО не стоит, да и должность не предполагает. А оркестр тем временем вот уже пять лет живет без главного дирижера, то есть без кропотливой плановой работы над улучшением (или поддержанием) качества совместного музицирования. Юровский делает потрясающие проекты, его монофестивали год из года становятся событием сезона, признанным и критиками, и публикой. Увы, в остальное время ГАСО часто не демонстрирует такого же высокого уровня, как во время совместных выступлений со своим худруком. А в сравнении с Лондонским филармоническим, где Юровский занимает должность как раз главного дирижера, так и заметно проигрывает. Пора бы худруку задуматься о том, чтобы назначить не приглашенного, а главного дирижера, того, кто готов 12–15, а может, и 20 недель в году проводить в Москве.
Многие скажут: кого? Среди российских дирижеров нет достойного, кризис в этой профессии налицо. А вот новость, последовавшая в пятницу, это мнение ставит под сомнение. Скажем, довольно неожиданно. В пятницу в Бамберге (Германия) завершился один из самых, если не самый престижный конкурс дирижеров – имени Густава Малера. Его лауреатами, в частности, становились известные в России Густаво Дудамель и Айнарс Рубикис. Так вот второе и третье место заняли российские дирижеры – Сергей Неллер и Валентин Урюпин (обладателем первого приза стал Ка Чун Вонг из Сингапура). Сергей Неллер (родился в 1986) окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, сейчас учится дирижерскому мастерству в Берлинской высшей школе музыки им. Эйслера. Валентин Урюпин (1985) окончил Московскую консерваторию как кларнетист и дирижер, работал в Пермском театре оперы и балета, а в прошлом году возглавил симфонический оркестр Ростовской филармонии.
Будем считать, что российская дирижерская школа постепенно выходит из кризиса.