Фото Reuters
Предпоследняя неделя апреля выдалась на редкость удачной. Окружной суд Гааги разрешил Москве не выплачивать 50 млрд долл. бывшим акционерам ЮКОСа. Нефтяные цены уверенно держались выше 42 долл. за баррель, даже несмотря на провал переговоров в Дохе о заморозке добычи. Курс российской валюты всю неделю не проваливался ниже 66,8 руб. за доллар. Правительство во вторник без скандала отчиталось о своей работе в Госдуме, причем при полной поддержке президента.
Эту благостную картину чуть омрачали предупреждения из ЦБ о «вечной стагнации без структурных реформ». Да еще реплики экс-министра Кудрина о высоком бюджетном дефиците. Но в целом власть нащупала подходящие формулировки для электората в предвыборный период: «экономика постепенно выздоравливает», она «уже близка к равновесию». Так что остались лишь локальные проблемы вроде задержек с зарплатами или ошибок в маркировке пищевых фальсификатов, которые можно решить увеличением штрафов.
На совещании у президента в среду глава Минсельхоза Александр Ткачев подробно объяснил, что пищевые суррогаты получат обязательную маркировку: продукция с заменителем молочного жира должна быть оформлена специальной надписью размером в 30% площади всей упаковки. «Мы выходим с предложением увеличить административное наказание за нарушение этих правил. Если раньше наказание было 50 тыс. руб., то сегодня до 8 млн. Еще одна мера за нарушение – приостановление работы недобросовестных предприятий на период до 90 дней», – рассказал Ткачев.
Глава Минтруда Максим Топилин объяснил президенту, что долги по зарплате увеличиваются, но пока от них страдают лишь около 78 тыс. человек – то есть меньше одного процента работающих. За нарушения и задержки зарплат также будут увеличены штрафы с работодателей.
Более серьезные проблемы власти решили отложить на потом, чтобы не портить себе предвыборную кампанию. В четверг премьер Дмитрий Медведев подтвердил, что правительство не планирует править бюджет-2016 в весеннюю сессию Госдумы. «А осенью уже новому парламенту предстоит утвердить бюджет на следующий период – на период 2017–2019 годов», – сообщил премьер. «Любые форсированные преобразования усилили бы и продлили кризисные явления еще на несколько лет», – объявил на отчете в Госдуме премьер. «Да, стране нужны глубокие структурные реформы. Правительство это прекрасно понимает, но также понимает, как это сейчас отразится на социальной сфере», – заявил премьер.
Пока же правительство собирается сокращать госрасходы в ручном режиме с тем, чтобы удержать бюджетный дефицит в рамках 3% ВВП. Между тем экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что даже при восстановлении нефтяных цен до 50 долл. за баррель экономика РФ будет испытывать денежный голод еще три года, а дефицит бюджета составит до 4,5–5% ВВП.
«Сейчас задача уже не в том, чтобы продержаться еще несколько месяцев или лет, нужна серьезная оптимизация бюджета», – заявила во вторник первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. По ее словам, структурные ограничения будут консервировать существующую экономическую структуру и тем самым обрекут «экономику на вечную стагнацию».
Однако правительство прогнозирует, что экономика покажет рост уже в 2017 году на 0,8%. А к 2019 году прирост ВВП увеличится до 2,2%.
При таком прогнозе средний рост экономики РФ за десятилетие, с 2008 по 2018 год, окажется близким к нулю.