Фото с официального сайта Президента России
Главным событием прошедшей недели стала 14-я по счету «Прямая линия» с Владимиром Путиным. Она же оказалась очередной наглядной демонстрацией режима ручного управления. Президенту поступило в общей сложности 3 млн вопросов, на 80 из которых он и ответил за неполные четыре часа. Не успел Путин покинуть место проведения сеанса обратной связи с народом, как стало известно, что некоторые из его поручений уже выполняются, а некоторые – вообще выполнены.
Так, омский прокурор, узнав из «Прямой линии» о проблемах с дорогами, по которым он же и ездит, дал поручение своему городскому коллеге разобраться и с магистралями, и с властями региона. Сахалинский прокурор сделал такое же указание по рыбкомбинату на острове Шикотан, где, как стало известно президенту, рабочим давно не платят зарплату. Уголовное дело на директора завода, кстати, было заведено через 10 минут после заочного обращения Путина к генпрокурору Юрию Чайке.
А вот, к примеру, руководство Уралавтоприцепа мгновенно выплатило своим сотрудникам 5-миллонный долг после вопроса президенту одного из рабочих, почему же им все-таки не платят. Кстати, Путин при этом рассказал стране о сложностях в автомобильной отрасли. Но, судя по реакции властей на его недоумение, выходит, что то ли сложности эти не так сложны, то ли на выполнение финансовых обязательств перед работниками требуется прямое указание сверху.
Сложная экономическая ситуация, безусловно, требует применения правительством и даже президентом дополнительных усилий. Но, как правило, они должны быть направлены прежде всего на создание необходимых условий. «Прямая линия» в который раз дала понять: меняются условия или нет, функционируют законы или же, как всегда, не очень, в любых конфликтных ситуациях требуется личное вмешательство лидера. Возможно, правда, что страна стала свидетельницей некоего спектакля: все были в курсе всего и только ждали приказа президента.
Однако эта демонстрация эффективности ручного управления в долгосрочной перспективе обнаруживает полную неэффективность такого метода управления. Ведь для достижения каких-то результатов и реального развития страны пришлось бы проводить «Прямые линии» по несколько раз в день, чего, конечно, никогда не будет.
Непарламентская оппозиция, кстати, на разговор Путина с народом отреагировала слабо: у нее сейчас свои серьезные проблемы. Зампред ПАРНАСа Илья Яшин на прошлой неделе не просто отказался от участия в праймериз Демкоалиции, а, по сути дела, выразил недоверие своему руководителю – председателю ПАРНАСа Михаилу Касьянову. Яшину, напомним, не понравилось безальтернативное нахождение последнего на первом месте партсписка. Касьянов от своих намерений возглавить его не отказался. И теперь уже ожидаются демарши со стороны Партии прогресса Алексея Навального. Как сообщают источники, его люди да и он сам не хотят работать на список во главе с Касьяновым, ославленным недавним телевизионным компроматом.
Как и несистемная оппозиция, очевидно раскололось на минувшей неделе и протестное движение дальнобойщиков. Оказалось, что каждая их группа – региональная или даже городская – преследовала собственные цели, а потому за все эти месяцы так и не появился харизматичный лидер, который отражал бы консолидированную позицию протеста. В итоге дальнобойщики, похоже, окончательно упустили момент и для радикализации по началу конструктивного движения, и для политизации своего сперва подчеркнуто социально-экономического протеста.