Фото Reuters
Главным околоэкономическим событием прошлой недели можно считать президентское благословение экс-министру Алексею Кудрину на разработку новой экономической стратегии для России. Приоритеты Кудрина – как главного охранителя госбюджета от расходов – хорошо известны. И поручение Кудрину заняться ближайшей и отдаленной стратегией фактически означает, что президент Владимир Путин собирается сохранить в обозримой перспективе нынешнюю бюджетную и экономическую конструкцию.
«Я очень высоко ценю его вклад в прежнее развитие нашей экономики, и он является одним из очень крепких и полезных экспертов… Ситуация непростая, он готов внести свой вклад в решение тех задач, перед которыми стоит страна. Мы договорились, что он более активно будет работать в Экспертном совете при президенте… И на площадке… Центра стратегических исследований будет заниматься вопросами, связанными со стратегией развития на ближайшее время, после 2018 года и на более отдаленную перспективу», – заявил президент в прошлый четверг на «Прямой линии» с населением. Таким образом, новую «постнефтяную» экономику в РФ будут строить те же люди, которые умело распоряжались в прошлые годы сверхдоходами нефтяной эры.
Между тем пока российская экономика продолжает падение. В первом квартале 2016 года темпы спада составили 1,8% – сообщил в среду глава
Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Федеральный бюджет по итогам первого квартала был исполнен с дефицитом 3,7% ВВП – это значительно выше запланированных ориентиров.
«Если цена на нефть будет такая, как сейчас складывается, – 32–33 долл., – соответственно дефицит будет до 4% ВВП», – заявил во вторник нынешний глава Минфина Антон Силуанов. А у его предшественника еще меньше оптимизма. «При цене на нефть около 40–42 долл. за баррель, как сегодня, дефицит будет около 5%. В этом году проведут плановое сокращение, и дефицит будет примерно 4,7–4,8%», – рассказал тогда же Алексей Кудрин.
Получил на прошлой неделе развитие и скандал с публикацией в немецкой прессе «панамского досье» об операциях с офшорными компаниями, зарегистрированными в Панаме. В понедельник стало известно, что Германия предлагает покончить с офшорными махинациями путем публикации всех реестров собственников и бенефициаров. Такие полностью открытые реестры прозрачности будут создаваться в каждой стране отдельно – в том числе и на нынешних офшорных территориях. Страны без реестров прозрачности собственников будут считаться опасными, и с ними будут сокращены финансовые операции. Такой план немецкой деофшоризации опубликовал министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Таким образом, Германия хочет использовать низкую вовлеченность своего бизнеса в офшоры как конкурентное преимущество. Если немецкая деофшоризация заработает, остальным странам волей-неволей придется соответствовать новым стандартам прозрачности.
В Кремле же по-прежнему видят происки американцев в истории с офшорами. «Кто этим занимается, этими провокациями? Мы знаем, что там есть сотрудники американских официальных учреждений, а написали статью, она впервые где появилась – я вчера у Пескова спрашивал, у пресс-секретаря, – в «Зюддойче цайтунг». «Зюддойче цайтунг» входит в медийный холдинг, а этот медийный холдинг принадлежит американской финансовой корпорации «Голдман Сакс», то есть везде торчат уши заказчиков – они торчат, но даже не краснеют», – объяснял в четверг Владимир Путин. Позже выяснилось, что «Голдман Сакс» не является собственником немецкой газеты, о чем на весь мир рассказывал президент РФ. Тут пригодилась и его ссылка на Пескова, которому пришлось извиняться перед шокированными немцами за неверную информацию.
Таким образом, граждане увидели, что президенту можно вложить ложную информацию, которую он будет использовать в своих логических построениях. И это совсем не смешно, если речь идет о лидере ядерной державы, который принимает решение об использовании войск по всему миру.