Фото Reuters
Наиболее громким событием прошедшей недели стало создание в России Федеральной службы войск национальной гвардии. Президент Владимир Путин образовал Нацгвардию на базе Внутренних войск МВД РФ. Новой силовой структуре поручена и борьба с преступностью – особенно с ее организованными формами, и противодействие терроризму-экстремизму.
Таким образом, этот госорган по ряду аспектов своей деятельности будет дублировать как МВД, так и ФСБ. Глава государства, судя по всему, это понимал, более того, возможно, сделал это намеренно – конкуренция силовиков, до определенного предела, конечно, – в принципе правильная вещь. Тем не менее директору Нацгвардии Виктору Золотову при объявлении о новом месте службы приказано координировать свои действия с этими конкурентами.
Именно фигура руководителя Нацгвардии, который все нулевые годы возглавлял Службу безопасности президента, и дала возможность экспертам сделать однозначный вывод – по каким-то причинам Путин решил, что его собственная власть в стране нуждается в существенном укреплении. В связи с этим сразу же была помянута и Украина 2014 года, где силовые структуры в самый опасный момент предпочли как бы подчиниться закону, а не проявить личную преданность своему президенту.
Впрочем, российское МВД у президента РФ совершенно очевидно не является по такому поводу каким-либо подозреваемым. На минувшей неделе за вывод из его состава внутренних войск ведомство получило серьезную компенсацию. В состав МВД включены и Федеральная миграционная служба, и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Напомним, что примерно за неделю до этого решения секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев признал, что такой вариант структурных реформ в силовом блоке обсуждается, но никаких шагов на этот счет, мол, пока не предпринято. Как оказалось, нужно было просто несколько дней для подготовки проектов президентских указов, а значит, слова Патрушева были своего рода операцией по отвлечению внимания.
Любопытно, что в СМИ сразу же после рокировок в правоохранительной сфере появились сообщения о назначении на высокую должность в МВД бывшего главы ФСКН Виктора Иванова, который в прошлом году успешно защищал самостоятельность своей конторы. Однако никакого официального подтверждения такие утечки не получили, не занял пока никаких постов в МВД или вообще где-либо и экс-директор ФМС Константин Ромодановский.
На минувшей неделе Путин сделал и еще одно важное заявление – он лично прокомментировал привязку его к пресловутому «панамскому досье». Как и ожидалось после многочисленных высказываний пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства констатировал, что все это полная ерунда. Музыканта же Сергея Ролдугина Путин не просто публично назвал своим другом, а подчеркнул, что гордится им.
Между тем вместе с сарказмом в отношении офшорных расследований и традиционными упреками в адрес США в выступлении президента на питерском форуме ОНФ не менее отчетливо прозвучало удовлетворение неким улучшением российско-американских отношений. Любопытно, что это уже находит подтверждение и у социологов. В недавнем опросе Левада-Центра, к примеру, выяснилось, что часть граждан нашей страны вдруг увидела на Западе рост уважительного к ней отношения.