Один из главных сюжетов минувшей недели в культуре – скандал, разгоревшийся вокруг вдруг открывшейся информации о грядущих кадровых переменах в Театре на Малой Бронной. Агентство Интерфакс распространило новость о том, что Департамент культуры уже принял решение не продлевать заканчивающиеся контракты с худруком театра Сергеем Голомазовым и директором Константином Чернышевым. Руководить театром, по информации агентства, уже пригласили режиссера Владимира Панкова, хорошего, даже замечательного, за которого, кстати, совсем недавно замолвил слово председатель Союза театральных деятелей (СТД) Александр Калягин. Пресс-служба СТД мгновенно отреагировала: мол, за Панкова по-прежнему просим, но не ценой увольнения другого хорошего режиссера. Разгорелся скандал, и к пятнице, когда в Манеже открывался Московский культурный форум, культурные власти столицы поспешили успокоить театральную общественность: в Театре на Малой Бронной все остаются на своих местах.
В ночь с субботы на воскресенье в столице в очередной раз прошла «театральная ночь», лично у меня каждый раз вызывающая недоумение: театры, по-моему, должны играть спектакли утром, днем, вечером, а ночью – отдыхать, и в таких акциях, впрочем, как и в разнообразных пышных форумах, на мой взгляд, больше радующей чиновников отчетности, чем пользы для театра или культуры в целом.
В минувшую пятницу в Белом зале Дома кино вручали «Белых слонов» – премии кинокритики и кинопрессы. Лучшим фильмом года, по мнению Гильдии киноведов и кинокритиков, стал «Милый Ханс, дорогой Петр». Премьерный показ ленты Александра Миндадзе, которая 10 марта вышла в наш широкий прокат, состоялся еще летом, в рамках конкурсной программы ММКФ – тогда один из лучших российских фильмов года незаслуженно остался без призов. Зато члены гильдии помимо основной награды вручили «Милому Хансу...» еще четыре «Белых слона»: за режиссуру и сценарий (Александр Миндадзе), операторскую работу (Олег Муту) и мужскую роль (Якоб Диль). Лучшей актрисой стала Яна Троянова – за роль в фильме «Страна ОЗ» Василия Сигарева. Призы за второстепенные роли получили Инна Чурикова, сыгравшая «маму диванных воинов» все в той же «Стране ОЗ», и Олег Ягодин – сразу и за «Орлеан» Андрея Прошкина, и за «Ангелов революции» Алексея Федорченко. Лучшим документальным фильмом стал «Событие» Сергея Лозницы, лучшим мультфильмом – ожидаемо «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, в этом году номинированного за этот анимационный фильм на «Оскар». Приз за дебют года получила Наталья Кудряшова и ее «Пионеры-герои». Свою награду «Голос» вручали в этом году и молодые кинокритики – их фаворитом стал Бакур Бакурадзе с картиной «Брат Дэян».
А в четверг прошла уже 21-я церемония вручения Премии Олега Табакова. Одна из наград досталась историку театра и кино Майе Туровской, она сама присутствовать не смогла, но прислала письмо, которое в самом начале церемонии зачитал Олег Павлович. Некоторые уже сочли, что Табаков сам себя в этот раз наградил своею же премией, но это не совсем так. Одна из премий – за актерский дуэт – досталась Наталье Теняковой (спектакль «Юбилей ювелира»). Совершенно заслуженно, но ее партнер в этом дуэте – как раз Табаков, и попечительский совет счел такую вот премиальную «тавтологию» возможной и справедливой. Премия Табакова – частная, своеволие в ней простительно, так что какие-то «домашние награды» – вроде премии Ольге Хенкиной, которая руководит репертуарным управлением МХТ, «за неоценимую помощь в кризисном менеджменте» здесь приятно соседствует с наградами актрисе Марине Зудиной за роли последних лет, Михаилу Рахлину, постановщику юбилейного вечера Табакова в МХТ, и режиссеру Александру Марину «за спектакли, поставленные в «Табакерке». Режиссер Константин Богомолов получает Премию Табакова, кажется, уже не в первый раз, и складывается впечатление, что «своей» наградой Табаков как бы настаивает – достоин, достоин, точно спорит с кем-то, кому спектакли Богомолова по-прежнему не нравятся или нравятся не всегда.