Провокация, проверка на прочность или обычный криминал – так оценивали на прошедшей неделе нападение в Грозном на главу Комитета по предотвращению пыток (КПП) Игоря Каляпина различные комментаторы. Например, в Кремле посчитали, что это продолжение истории с атакой на журналистов в Ингушетии. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал акцию «опасной тенденцией», но тем не менее не усмотрел – и призвал других не усматривать – тут связи с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым.
В Совете по правам человека расценили нападение как экстремистское. Правозащитники, надо сказать, усматривают тут руку Кадырова. Что вполне понятно: и они, и оппозиция считают, что в регионе без ведома его руководителя ничего не делается. А потому если бы тот не хотел подобного – этого бы не случилось. Эксперты, впрочем, оговариваются: возможно, имела место провокация, ведь Кадыров сейчас в уязвимом предвыборном положении.
На минувшей неделе Владимир Путин выступил на расширенной коллегии МВД. Он призвал ведомство переломить ситуацию с преступностью, а также поручил полиции контролировать ситуацию на грядущих выборах. Некоторое время назад с похожим приказом он обратился к сотрудникам ФСБ – но для тех поручение касалось недопущения иностранного влияния на выборы. Полиции же нужно будет обеспечить общественный порядок и пресечь попытки криминала прорваться во власть.
Между тем все собирающиеся участвовать в этих выборах партии на прошлой неделе продолжили наращивать свое информационное присутствие. Скажем, «Правое дело» бизнес-омбудсмена Бориса Титова, которое вот-вот должно сменить это название на более актуальное, уже демонстрирует свой парламентский потенциал. В Госдуму поступили два законопроекта, расширяющие возможности уполномоченного по правам предпринимателей. Настолько существенно, что становится непонятным, будет ли ему интересна партийная и законодательная деятельность. Короче говоря, эта история еще больше запутала экспертов, прогнозирующих выборные шансы партии Титова.
А вот перспективы парламентской оппозиции, которая все более открывается для сотрудничества с властью, становятся все понятнее. В конце минувшей недели Госдума одобрила законопроект ЛДПР, устанавливающий новые правила использования изображений и высказываний физлиц в агитации на выборах. Под запрет могут подпасть портреты тех, кто не является кандидатом на выборах. «Единая Россия», таким образом, перестанет использовать Путина, а КПРФ не сможет привлекать Ленина и Сталина. Впрочем, единороссы, похоже, готовы удовлетвориться цитатами от президента в их адрес.
Другой важный законопроект, принятый в первом чтении по инициативе уже «Справедливой России», касается так называемого императивного мандата. Решено, что фракции смогут избавляться от депутатов, ставших неугодными по тем или иным причинам. Поводы для лишения мандата будут, конечно, благозвучные – например, за систематическое несоблюдение обязанностей или за прогулы. Первым делом эсэры, как они это уже пообещали, поставят вопрос о своих бывших товарищах Илье Пономареве и Алексее Митрофанове.