Протестные акции в Киргизии, май 2013 года. Фото Reuters
Политологам, склонным рассматривать Центральную Азию как нечто целое, на минувшей неделе пришлось приложить максимум усилий, чтобы не разочароваться в своем же подходе – каждая из стран жила сугубо своими заботами, мало пересекавшимися с интересами соседей.
Казахстан вступил в заключительный этап избирательной кампании по выборам в парламент. Активность правящей партии «Нур Отан» и лично президента Нурсултана Назарбаева достигла таких масштабов, что и до того не очень заметная деятельность и пропаганда других политических сил на таком фоне совершенно растворились. В исходе выборов сомнений нет. Теперь, кажется, вопрос для властей в том, чтобы не получить слишком много обвинений в имитации выборного процесса.
В соседнем Узбекистане на первом плане оказались изменения в законе о рекламе. Отныне в стране в этой сфере будет запрещено малейшее использование эротики или чего-то, отдаленно ее напоминающего. Особая забота проявлена о детях – предельно ужесточены правила рекламы детской еды, игрушек, одежды. Под бескомпромиссный запрет попали попытки внушения ребенку дешевизны того или иного товара и способность родителей приобрести его.
В Киргизии, как обычно, с наступлением весны активизировалась оппозиция. На минувшей неделе она поработала над тем, чтобы о созываемом в Оше курултае знала вся страна. Нет сомнений в том, что мероприятие будет посвящено социально-экономическому кризису, и не столько поиску путей для выхода из него, сколько фатальной неспособности нынешних властей бороться с ним. По мнению наблюдателей, серьезных последствий курултай вряд ли вызовет, но расшатывание ситуации определенно начинается.
Таджикистан продолжил заигрывания с Саудовской Аравией. На днях официальный посланник Душанбе в этом государстве на встрече с местными чиновниками предложил им составить инвестиционный план. Сам же представил подробную информацию об отраслях, которые могли бы заинтересовать потенциальных саудовских инвесторов, а также о состоянии тех или иных предприятий и объектов Таджикистана.
А Туркменистан с небольшим интервалом посетили посланцы Катара и ОАЭ. И одних, и других интересуют газовая отрасль, строящиеся и проектируемые трубопроводы. Но цели у делегаций были разные. Если ОАЭ заинтересованы в разработке новых месторождений, в допуске к старым и в целом в участии в добыче и извлечении последующих выгод, то Катар настороженно относится к развитию туркменской газовой отрасли, не желая появления конкурента на своих традиционных рынках газообеспечения в Южной и Юго-Восточной Азии.
На Южном Кавказе шумнее всего было в Грузии. В центре внимания оказался бунт студентов Государственного университета, протестующих против получения высокой административной должности в их вузе человеком, тесно связанным с грузинскими спецслужбами. Любопытно, что руководство старейшего вуза страны не отрицает эту связь. Попутно в Грузии прошли митинги в защиту украинской летчицы Надежды Савченко и против сотрудничества с «Газпромом». «Газовые митинги» приобрели некую абсурдность, когда прояснилось, что переговоры свелись к пролонгации действующего контракта, согласно которому российская компания обеспечивает газом Армению через территорию Грузии, которая, в свою очередь, за транзитные услуги получает 10% от перекачанного объема голубого топлива.