Главное культурное событие прошлой недели – вручение премии «Оскар» – по московскому времени проходит уже в понедельник, поэтому в обзор событий за неделю не попадает. Но вот лауреаты «французского «Оскара» – национальной премии «Сезар», уже известны. Главный приз в этот раз достался фильму «Фатима» Филиппа Фокона, посвященному жизни арабских мигрантов во Франции. Несмотря на все прогнозы и ожидания, этой картине удалось обойти таких сильных соперников, как обладатель главного приза Канн – фильм «Дипан» Жака Одиара, претендующую в этом году на «Оскар» работу Дениз Гамзе «Мустанг», а также впервые показанную в Венеции «Маргариту» Ксавье Джанноли. Без наград «Маргарита» – рекордсмен по числу номинаций – не осталась. Лучшей актрисой была признана исполнившая главную роль в фильме Катрин Фро. Лучшим актером был назван Венсан Линдон, сыгравший в «Законе рынка», лучшим дебютом – «Мустанг», лучшим мультфильмом – «Маленький принц», а награду за фильм на иностранном языке завоевал «Бердмен».
Тем временем в Голливуде накануне «Оскара» по традиции вручили награды за самые сомнительные достижения в области кинематографа. В этом году фаворитом «Золотой малины» стал фильм «50 оттенков серого»: Джейми Дорнан и Дакота Джонсон, сыгравшие главные роли, были признаны худшими актерами года, а сам фильм поделил главную награду с «Фантастической четверкой». Обладатель прошлогодней премии «Оскар» и номинант этого года Эдди Рэдмейн завоевал награду как худший актер второго плана – за фильм Вачовски «Восхождение Юпитер». Зато Сильвестр Сталлоне, которому прочат статуэтку Киноакадемии за фильм «Крид: Наследие Рокки», на «Золотой малине» победил в единственной достойной номинации – за восстановление репутации.
Всю прошлую неделю в Петербурге проходил фестиваль «Десять спектаклей Валерия Фокина», которым Александринский театр отмечает 70-летие своего худрука. Тут и «Ревизор», с которого началось триумфальное вхождение режиссера в эти легендарные стены, и «Литургия Zero», и вторая версия «Живого трупа», и недавняя премьера «Маскарад. Воспоминания будущего», который привезут в Москву и скоро покажут на «Золотой маске», и накануне выходных – премьера нового спектакля «Сегодня.2016», который Фокин выпускает на Новой сцене Александринского театра по фантастической повести своего сына Кирилла Фокина. В главной роли – Петр Семак. А в пятницу в Царском фойе театра торжественно представили книгу Фокина «Беседы о национальном театре», составленную историком театра и соратником худрука Александром Чепуровым.
Также на прошлой неделе началась кампания по спасению знаменитой «Ротонды» Александра Бродского – один из символов фестиваля ленд-арта «Архстояние» находится в сложном состоянии. Деревянное здание, стоящее посреди никола-ленивецкого поля, на котором летом цвели то гречиха, то подсолнухи, – открыто всем ветрам и каждому человеку, открыто буквально – двери тут нараспашку; так вот теперь, как сообщает команда «Архстояния», у сооруженной в 2009 году «Ротонды» «конструктивный каркас теряет свою устойчивость, перекрытия протекают, старинные двери слетают с петель из-за сильных ветров, соединительные узлы приходят в негодность. Если сейчас не удастся принять необходимые меры, то нам придется закрыть объект для посетителей». Для реставрации памятника запущена краудфандинговая кампания по сбору средств: можно просто перевести любую сумму, можно купить билет на «Архстояние-2016», можно, например, деревянную птичку (никола-ленивецкие промыслы), вариантов много. Для реставрации «Ротонды» фестивальная команда собирает 750 тыс. руб., к воскресенью, за первую неделю из этой суммы набрали 38 500 руб.