Фото Reuters
Завершая минувшую неделю, премьер Дмитрий Медведев похвалился перед единороссами, что страна начала слезать с нефтяной иглы. «Мы потихонечку этого добиваемся. Еще совсем недавно у нас доходы от углеводородов составляли приблизительно 70% доходов государственного бюджета. То есть мы конкретно сидели на этой иголке. Потом стало где-то 55%, сейчас – 45%», – сообщил Медведев.
Правда, в условиях дешевеющей нефти трудно было ожидать чего-то другого от страны, живущей за счет экспорта сырья. Не диверсификация экономики, а изменившаяся внешняя конъюнктура сыграла ключевую роль. Поэтому и бюджет сейчас не столько на добровольной оздоровительной диете, сколько на голодном пайке.
Медведев между тем сделал такой вывод: «Значит, мы способны и без этого (и без нефти. – «НГ») себя кормить. И раньше же кормили, когда нефть вообще не была нашим экспортным товаром. Надо меняться и надо пользоваться этой ситуацией».
Некоторые депутаты уже перешли к действию и предложили правительству свои проекты радикальных изменений. Так, в пятницу справедливоросс Олег Пахолков рассказал журналистам, что он направил запрос министру экономического развития Алексею Улюкаеву с предложением выйти из зоны комфорта и в течение пяти лет свести нефтяной экспорт РФ к нулю.
Министр экономического развития, в свою очередь, на прошлой неделе был занят другими проблемами. В очередной раз он нащупал дно российской экономики и поспорил со специалистами Центробанка, объявившими, что рецессия закончится не раньше второго квартала 2016 года. Улюкаев напомнил, что рецессией называется спад в течение двух кварталов подряд; по его мнению, сейчас этого мы не наблюдаем. Как поясняет Интерфакс, министр, видимо, имел в виду, что в третьем квартале 2015 года был зафиксирован рост ВВП со снятой сезонностью, а в новую рецессию Россия формально еще не вошла, так как снижение случилось только в четвертом квартале 2015-го.
Недостаток нефтедолларов в экономике вынуждает искать другие источники доходов и сокращать бюджетные расходы. В понедельник президент Владимир Путин перечислил основные условия приватизации госактивов: приватизация не должна проходить по бросовым ценам, нужно найти «золотую середину» между экономической оправданностью и тенденциями рынка, инвесторы должны иметь стратегию развития и находиться в российской юрисдикции, вывод активов в офшоры недопустим.
Похоже, некоторые участники рынка поняли это так, что приватизация доступна исключительно российским компаниям. Поэтому в середине недели Кремлю пришлось сделать разъяснения. О закрытии доступа иностранных инвесторов к приватизации госактивов РФ «никто не говорил, и это абсолютно невозможно», пояснил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Как передает ТАСС, Песков уточнил, что окончательных решений по списку компаний для приватизации в 2016 году не принято, правительству поручено его доработать.
А в субботу министр финансов Антон Силуанов рассказал, как именно можно соблюсти «золотую середину»: нужно продавать госактивы дороже, чем они стоят сейчас на рынке, сделать это можно за счет выпуска облигаций с погашением в счет приватизационных сделок. «Инвесторы купят», – уверен министр. Почему? Потому что – и тут власти наступают на те же грабли – нефть в будущем должна подорожать. «Сегодня цена на нефть низкая, но мы думаем, что в течение трех–пяти лет она не будет держаться на таком уровне. Естественно, она отрастет. И наши, предположим, нефтяные компании, которые мы сегодня продаем, будут стоить через три–пять лет значительно выше», – приводит объяснения Силуанова РИА Новости.
С 1 февраля в России были проиндексированы на 4% страховые пенсии всех пенсионеров, в том числе военных, но за исключением работающих. Кроме того, на 7% проиндексировали социальные выплаты, включая детские пособия, кроме материнского капитала. Индексация – по крайней мере пока – отстает от инфляции. По последним данным Росстата, потребительская инфляция в январе этого года составила 9,8% по отношению к январю 2015-го.
Чтобы оптимизировать бюджетные траты, власти решили ввести тотальный контроль всех получателей социальной помощи. Единую систему контроля социальных выплат по поручению правительства создают специалисты Пенсионного фонда России (ПФР). В ПФР будут постоянно проверять, нуждается ли конкретный гражданин в тех или иных социальных выплатах.
Внедряемый властями принцип нуждаемости предполагает также, что граждане с доходами выше определенного уровня теоретически больше не смогут получать социальные выплаты и льготы, даже если раньше они попадали в категорию льготников. Ввод системы в действие ожидается 1 января 2018 года. Однако в некоторых регионах в условиях бюджетного дефицита местные власти уже ищут, на ком можно сэкономить прямо сейчас.