Фото Reuters
Смешно это или грустно, но самой громкой новостью прошедшей недели стала выломанная в четверг вечером в Третьяковке на Крымском Валу дверь. Люди хотели и вообще-то имели право попасть на выставку Валентина Серова. Ретроспектива эта – конечно, событие, своего рода праздник, а отличительная черта многих российских праздников – их бурный финал. Открывшуюся 7 октября экспозицию в прошлый понедельник посмотрел Владимир Путин, в четверг в музее сломали дверь, и дальше все это стало напоминать новостные сводки с места событий. МЧС решило развернуть рядом с музеем модуль обогрева и полевые кухни... Инцидент с дверью произошел из-за того, как цитирует Интерфакс представителя ГТГ, что «те, кто купил билеты онлайн, думали, что имеют право на проход без очереди».
Тяга к искусству – а выставка Серова, собравшая уже около 400 тыс. человек (и по субботним данным ТАСС, почти 500 тыс. человек), уже побила московские выставочные рекорды посещаемости последних лет – дело хорошее. Двери, конечно, ломать нехорошо, но не то что очереди, которые тут появились с первых дней, а и морозы начались не только что. И раз уж случился музейный «блокбастер», и музею, и Минкультуры (ведомство ведь ратует за высокую посещаемость) стоило заранее принять меры, чтобы зрителям было удобно. Тут получается парадокс – Министерство культуры хочет высокой посещаемости, а у многих музеев, не только у Третьяковки, оказывается, нет возможности справиться с наплывом зрителей – и электронные билеты дело не спасают. Стоять в очереди на улице холодно, переносить выставки-«хиты» на «мертвый» летний сезон нелогично, вопрос остается.
Сейчас публике пошли навстречу, и в итоге показ – «за вычетом шести произведений из зарубежных собраний, которые ГТГ обязана вернуть, – продлили во второй раз (о чем президентский Совет по правам человека) просил Минкультуры и руководство музея), теперь, это уже окончательное решение, до 31 января. В воскресенье около четырех часов народу в очереди было всего человек десять. Министр культуры Владимир Мединский не только, как сообщили СМИ, пробовал кашу в полевой кухне, но и обещал сверхурочную работу сотрудникам галереи компенсировать. Впредь ГТГ будет продавать электронные билеты по сеансам, с указанием времени посещения, – думается, это самое логичное решение, только на серовскую ретроспективу оно уже попасть не поможет (онлайн-продажу билетов на эту выставку приостановили после четвергового случая). Музейные очереди, в ГМИИ им. А.С. Пушкина, например, давно стали именно культурным феноменом, теперь появилась еще «очередь на Серова», в Facebook уже даже успели поупражняться в остроумии, представив эту самую очередь как отражение действительности – от политической до демографической.
Без таких страстей в середине недели на Варварке официально открылся после ремонтно-реставрационных работ (они обошлись в 68 млн руб.) Старый Английский двор, филиал Музея Москвы. Архитектурный памятник XVI–XVII веков, который был закрыт с конца 2013-го, является самым старым в городе представительством иностранного государства. В ходе работ в здании появились новые площади для технических нужд музея. Обещают, что здесь «регулярно будут проводиться разнообразные образовательные детские программы», а вот постоянная экспозиция, довольно небольшая, в значительной мере состоит из реплик старинных предметов (впрочем, тут, например, показывают настоящие образцы нескольких печных изразцов и сделанные еще при строительстве гостиницы «Россия» археологические находки). Зато разнообразить присутствие публики в этих стенах решили «озвучкой», так что не стоит удивляться, если в комнате раздастся собачий лай.