В начале минувшей недели Владимир Путин провел встречу с представителями российской IT-отрасли. Итогом стало одобрение президентом льгот для разработчиков программного обеспечения, согласие на ужесточение контроля за зарубежными компаниями, работающими в РФ, положительный отзыв главы государства на импортозамещение в сфере образования и назначение главы Института развития Интернета (ИРИ) Германа Клименко советником президента по вопросам развития Сети.
Де-факто это означает, что государство целиком и полностью зашло в сферу электронных технологий. И хотя ранее министр связи Николай Никифоров заявил, что государство является основным источником поддержки интернет-отрасли, на самом деле это не совсем так. Клименко, например, подчеркнул: «Наша отрасль всегда развивалась, никогда не просила денег, мы всегда все делали сами».
Теперь, надо полагать, это будет не так. Например, формируется своеобразная вертикаль: Клименко как советник президента, под ним ИРИ – как некий креативный (вероятно, в законодательном плане) отдел, а на исполнительном уровне все вопросы будет курировать специальный отдел в администрации президента, о котором не раз писала «НГ».
Смысл активизации работы государства в сфере IT вполне понятен – рост здесь дает новые возможности другим сферам экономики, о чем не раз упоминалось и на встрече с главой государства. Контроль над Сетью необходим также и для решения политических вопросов – устранения идущих оттуда угроз и проверки общественного мнения. Понятными остаются и все смежные вопросы – например, не лучше ли было бы не заходить в эту отрасль, а попросту не мешать ей развиваться, устроив заодно режим максимального благоприятствования, в том числе налогового?
К концу недели президент назначил постоянного члена Совбеза Бориса Грызлова полпредом РФ в контактной группе по урегулированию ситуации в Украине. Назначение экс-спикера Госдумы на новый пост вызывает один простой вопрос: приведет оно таки к скорейшему урегулированию или нет? Ответ мы получим, вероятно, уже этим летом, когда Европа будет, исходя из по крайней мере двух возможных сценариев, решать – продлевать ли против РФ санкции.
Между тем на новый виток вышло противостояние российских силовиков и экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Сначала в московских и питерских офисах его организации «Открытая Россия» прошли обыски, во время которых сотрудники Следственного комитета пытались обнаружить следы незаконных денег ЮКОСа. Затем и сам политик и общественный деятель был заочно арестован в рамках дела об убийстве бывшего мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
В общем, перемирие между экс-олигархом и российскими властями, о котором столько говорили, очевидно, было нарушено. Кем именно – вопрос более сложный. Кто-то увидел в возросшей интенсивности действий силовиков «след Гааги» – решения Европейского суда по «делу ЮКОСа», согласно которому РФ должна возместить бывшим акционерам многомиллиардные суммы. А кто-то – очередную антиоппозиционную волну. Мол, перед выборами неплохо было бы провести подобную акцию в разъяснительных и профилактических целях. В конце концов досталось от обысков и ПАРНАСу, чьи сотрудники тесно работают с «Открытой Россией», – питерский офис партии также подвергся тщательному досмотру.