Фото Reuters
В стране к концу декабря резко просели все показатели социального самочувствия россиян, сообщил в минувшую среду Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По своему самоощущению население вернулось в кризисный 2009 год.
С одной стороны, сейчас большинство (64%) из 1600 опрошенных оценивают свое материальное положение как среднее. Но, с другой стороны, ровно год назад такие оценки давали 71% респондентов. Налицо явное ухудшение ситуации.
В целом как плохое свое материальное положение по итогам декабря оценили почти четверть респондентов против 19%, которые были буквально месяц назад. В меньшинстве – положительные оценки: хорошим свое материальное положение называют 12% опрошенных граждан. Результаты декабрьского опроса ВЦИОМа полностью совпали с данными, полученными социологами в конце 2009-го.
Весь год самым главным проявлением экономического кризиса россияне называли растущие цены. Возможно, именно поэтому финансовые власти, подводя итоги работы за год, пытались доказать, что они успешно борются с инфляцией.
В середине прошлой недели глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина сообщила, что регулятор сумел избежать стагфляции. Стагфляцией в экономике называется сочетание постоянно растущей инфляции со стагнацией или рецессией производства. «У нас был всплеск инфляции, но это был разовый всплеск, потом нам удалось постепенно начать снижать инфляцию. Так что инфляция у нас не растущая, а замедляющаяся», – цитирует Набиуллину Интерфакс. Так россияне узнали от главы ЦБ, что регулятор вполне со всем справляется.
Затем, в четверг, президент Владимир Путин объяснил и правительству, и журналистам, кто, если не регулятор, виноват в высоких ценах – спекулянты. «Сегодня необоснованное, прямо скажем – спекулятивное, повышение стоимости продуктов, товаров и услуг приводит к снижению жизненного уровня людей, – пояснил он на совещании с членами правительства. – Нужно использовать все имеющиеся рыночные инструменты для сдерживания роста цен, расширить долю недорогих, но качественных отечественных товаров».
О том, что спекулятивному взвинчиванию цен способствовали и сами власти, вводящие одно эмбарго вслед за другим, руководство страны не упомянуло.
Не говорил президент и о том, что, несмотря на объявленное импортозамещение, многие цены напрямую связаны с курсом рубля, а с рублем в стране дела обстоят не так уж хорошо. Как сообщила в среду Набиуллина, сейчас нет такой волатильности, которая была в начале года, когда на бирже рубль мог стремительно обваливаться и резко отыгрывать падение в течение буквально нескольких часов.
Но если судить по официальным сводкам ЦБ, то сейчас доллар в России стоит даже больше, чем в конце 2014-го и начале 2015-го. Официальный курс ЦБ на пятницу, 26 декабря, составил 70,3 руб. за доллар. Для сравнения: во время декабрьской валютной паники официальные значения ЦБ так и не превысили 70 руб. за доллар.
В целом же президент настроил правительственных министров на то, что нас всех ждет непростой год, и в очередной раз призвал больше не надеяться на высокие нефтяные цены.
В начале прошлой недели нефть Brent достигла минимума за 11 лет, опустившись ниже 36,2 долл. за баррель. Потом котировки пошли вверх, однако все равно по итогам недели Brent не превысила 38 долл. за баррель. При этом, по данным агентства Bloomberg, трейдеры сейчас играют на понижение цен, обеспечивающее им прибыль даже при падении котировок до 15 долл. за баррель.