Фото Reuters
Владимир Путин дважды в течение минувшей недели – сначала во время большой пресс-конференции, а потом в ходе торжественного вечера, посвященного Дню работника органов безопасности, – обозначил внешнеполитические вызовы России. Речь, разумеется, шла о Сирии, Турции и Украине.
Посыл президентской речи, адресованной силовикам, свелся к следующему: да, напряженность на Ближнем Востоке растет, террористы хотят активизировать работу на территории РФ, однако Вооруженные силы эффективно работают на дальних рубежах, а контрразведчики – на ближних.
Во время пресс-конференции этим вопросам было уделено больше внимания: так, глава государства лишний раз рассказал о странном поведении властей Турции, отметился афоризмом «мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы», а также заверил, что постоянная авиабаза в Сирии вряд ли нужна («Если кого-то надо достать, мы и так достанем»). Что касается Украины, то здесь Путин все-таки сказал что-то новое. «Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска. Почувствуйте разницу», – ответил он украинскому журналисту и предложил двусторонний обмен пленными в формате «всех на всех».
Внутриполитическая повестка в обоих случаях при этом освещалась скудно, без подробностей. Де-факто глава государства подвел итоги 15-летнего пребывания у власти: в плюсы он поставил удвоение ВВП, рост обороноспособности армии и подавление террористической угрозы, а в минусы занес отдельные случаи коррупции. Которые, впрочем, есть в любой стране. Конкретика при этом уложилась в несколько пунктов: Путин отказался отстранять псковского губернатора Андрея Турчака, о сыновьях генпрокурора Юрия Чайки ничего говорить не стал, да и ситуацию вокруг Рамзана Кадырова в связи с «делом Немцова» не прокомментировал. Экономические вопросы тоже не пользовались популярностью. Им были отведены первые минуты пресс-конференции, а суть ответов президента свелась к рассказанному им анекдоту про черную и белую полосы.
Другими словами – открытием ни одна, ни другая речи Путина не стали. А если присовокупить к ним еще и Послание Федеральному собранию, то впору говорить о своеобразном идейном кризисе в рядах руководства страны.
Повышенное внимание общественности между тем было приковано к очередному съезду «Яблока», на котором должны были решаться два вопроса: ограничат ли количество сроков для председательства партии и кто в таком случае станет ее следующим руководителем? Эти вопросы и были решены в ночь на воскресенье: во-первых, стоять у руля партии теперь можно не больше двух сроков, во-вторых, новым главой партии стала депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова, победившая во втором туре выборов главу псковской ячейки «Яблока» Льва Шлосберга. Ее кандидатуру поддержали два бывших председателя – Сергей Митрохин и Григорий Явлинский.
Таким образом, конфликт в стане демократов, надо полагать, преодолен. С другой стороны, в ходе крайне продолжительного съезда «Яблока» была заявлена цель на обновление партии. А потому мероприятие, на котором выбрали кандидатуру 57-летней Слабуновой, оставило скорее больше вопросов.