Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. 11 декабря 2015 года. Фото с официального сайта Московского Патриархата
«У Церкви не должно быть никаких политических амбиций, никакого стремления к политическому лидерству, потому что… в политике не может быть единомыслия. Если Церковь создаст политическую партию, а нас толкали на это в 90-е, то мы станем врагами для других партий, значит, мы разделим своим политическим выбором весь народ, а это абсолютно невозможная вещь», – заявил патриарх Кирилл в пятницу на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей в Москве. Как передает Интерфакс, по словам главы РПЦ, если бы ему предложили выбрать между должностью настоятеля самого бедного прихода и постом президента России, он бы выбрал первое.
Патриарх Кирилл отрицает партийную ангажированность РПЦ, но при этом отстаивает право своей религиозной организации оказывать решающее влияние на принципы политической жизни в стране: «У нас выборы не должны превращаться в сотрясение основ жизни народа и государства... Политический плюрализм не должен бросать вызова тем ценностям, которые разделяет абсолютное большинство людей». Вероятно, давать указания, как должны применяться эти общие ценностные установки на практике, Церковь считает своей непосредственной задачей. Напрашивается сравнение с иранской политической моделью «вилаят-е факих» – «правление духовных законоведов», когда политический вектор определяет высшее духовенство, а реализуют его выборные политики.
Из слов патриарха Кирилла также можно сделать вывод о том, что РПЦ не намерена придерживаться позиции «православные все стерпят», которая «долгое время главенствовала в российской политической тусовке».
Надо сказать, что в России есть политики, которые готовы поддерживать запросы РПЦ. Или использовать их в своих интересах. Тут кто как понимает. Например, депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов в субботу, когда в России отмечали День Конституции, заявил «Русской службе новостей», что в Основном законе должна быть прописана государственная идеология. Депутат полагает, что идеология должна основываться на том, что Россия – государство, которое базируется на принципах традиционных религий.
Ну что ж, за свое покровительство политикам Церковь тоже хочет гарантий прочного положения и своей приоритетной роли в религиозной сфере. Некоторые политики согласны предоставить РПЦ приоритетный статус. Во вторник в Госдуме состоялся круглый стол на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Официальный сайт РПЦ приводит мнение депутата Михаила Маркелова, который заявил на обсуждении, что «религией не может быть то, что является какой-либо деструктивной силой и представляет некие образования и группы, которые сколачивают представители различных культов, преследуя свои определенные цели». По мнению Маркелова, «секты» преследуют политические интересы, например, в Украине. Получается, политизация «нетрадиционных» религиозных организаций – зло.
На том же мероприятии выступил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион (Митько) с таким предложением: «Если мы сейчас ставим вопрос об иностранных агентах – общественных организациях, может, стоит проработать вопрос и по отношению к религиозным организациям?» Так замыкается круг взаимной поруки духовенства и политиков на минувшей неделе.