Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский стал обвиняемым по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. В середине прошедшей недели его даже вызвали на допрос, на что он тут же ответил: возвращаться в Россию не собираюсь. В обвинении Ходорковский увидел политическую подоплеку, посчитав его реакцией на коррупционные скандалы последнего времени, свидетельствующие, что власти уже не контролируют ситуацию в стране.
Поэтому-то Ходорковский и считает, что Россия неминуемо идет к революции – дескать, народ лишили возможности смены власти конституционным путем. Впрочем, он надеется, что к негативным последствиям эта революция не приведет. Ходорковский, в частности, пообещал быстро вернуть революционные преобразования в «правовую форму».
Генпрокуратура именно за эти слова начала его проверку на экстремизм. На неделе прошла и информация, что в результате обвинений по прошлым грехам можно ожидать для него заочного пожизненного приговора. По поводу обострения отношений опального олигарха и власти уже выдвинуто несколько версий. Например, о реакции – очень уж запоздалой на решение Гаагского суда о взыскании с РФ денег в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Есть мнение и о профилактической зачистке политического поля в преддверии выборов в Госдуму 2016 года. Как бы то ни было, ясно, что негласный пакт о ненападении между Ходорковским и Кремлем свое действие прекратил.
А на политическом поле на минувшей неделе действительно случилось мощное оживление. В «Яблоке» все сильнее разгорался внутрипартийный конфликт вокруг поста его председателя. Есть уже несколько вполне реальных кандидатов, большая часть которых, впрочем, предполагает сохранить в общении с другими демпартиями те же позиции, что пропагандирует Сергей Митрохин, – «Яблоко» согласно сотрудничать лишь с теми, кто разделяет его взгляды, никаких переговоров на этот счет быть не может.
Поэтому-то ПАРНАС, на прошлой неделе объяснивший основные принципы своей предвыборной стратегии, союз с яблочниками в расчет и не берет. Партия Михаила Касьянова решила сделать ставку на праймериз и привлечение в свои списки лидеров общественного мнения демократического толка. А вот «Альянс зеленых», созданный когда-то бизнесменом Глебом Фетисовым в качестве еще одной потенциальной оппозиции, от этого имиджа собрался отказаться.
Некоторые из оживившихся партий и примкнувшие к ним общественники на прошедшей неделе решили выйти на улицу в День Конституции. Акции согласования у властей не получили, а потому досталось и представителям «Яблока», и правозащитнику Льву Пономареву, и одному из авторов Конституции РФ Георгию Сатарову. В общей сложности около 30 человек были задержаны 12 декабря во время проведения серии одиночных пикетов.
Продолжилась на ушедшей неделе и история с протестами дальнобойщиков, недовольных введением системы «Платон». Встав на 92-м километре трассы «Дон», они дали пресс-конференцию, объявив о своих планах. Хотя грузоперевозчики решили отказаться от помощи и Совета по правам человека, и КПРФ, но сворачивать свои акции они не собираются. Они намерены, придав протесту неполитический характер, просить помощи чуть ли не у всей России. А в самом конце минувшей недели появилось и видеообращение к президенту Владимиру Путину, главное предложение которого – обсуждение проблем системы «Платон» на референдуме. В этом контексте отказ дальнобойщиков от партийной помощи представляется ошибочным – например, КПРФ прекрасно знает о бесперспективности подобных идей.