На прошлой неделе Владимир Путин провел заседание попечительского совета Мариинского театра. На встрече обсуждалось создание приморского филиала Мариинки на базе Приморского театра оперы и балета и другие творческие проекты Валерия Гергиева. «Говоря о развитии театра, – сказал президент РФ Владимир Путин, – конечно же, нужно упомянуть о значимом событии его нынешнего, 233-го сезона. Имею в виду создание на базе Приморского государственного театра оперы и балета дальневосточного филиала Мариинки. Хочу поблагодарить маэстро Гергиева за то, что он откликнулся на наши, в том числе и мои, просьбы, обратил внимание на Дальний Восток. Насколько я понимаю, планы в отношении этой площадки весьма солидные. Это и расширение гастрольных обменов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и проведение международного музыкального фестиваля в Приморье по аналогии с петербургскими «Белыми ночами».
Кроме того, на заседании обсуждался и еще один грандиозный проект, инициированный Валерием Гергиевым, – проведение Года Прокофьева. В 2016-м исполняется 125 лет со дня рождения композитора. «Мы уже говорили неоднократно: слишком мало в России уделяем внимание этому выдающемуся композитору. Мариинский театр уже готовит большую программу, посвященную великому композитору, которая объединит под именем Сергея Прокофьева музыкальные события высочайшего уровня в России да и практически во всем мире», – сказал Владимир Путин. Музыке Прокофьева будет, в частности, посвящен Московский пасхальный фестиваль.
В четверг скромно (без специально срежиссированной части церемонии), экономично и быстро вручили IX Премию Кандинского. Изменив формат конкурса, устроители отказались от привычной выставки номинантов из лонг-листа (только конспективно показали претендующих на приз конкурсантов из шорт-листа) – глава учредившего в 2007-м премию Международного культурного фонда BREUS Foundation (первоначально – Культурного фонда «АртХроника») Шалва Бреус обещал, что обзорные показы современного российского искусства теперь будут проводиться отдельно. Сократились и премиальные – если еще в прошлом году в номинации «Проект года» художника награждали 40 тыс. евро, а в категории «Проект года. Молодой художник» – 10 тыс. евро, сейчас это 1 млн 800 тыс. руб. и 450 тыс. руб. соответственно. Их получили концептуалист Андрей Филиппов за инсталляцию «С колесом в голове» и Ольга Кройтор за перформанс «Точка опоры». Он был показан летом 2014 года на основном проекте IV Московской международной биеннале молодого искусства: художница стояла на столбе четырехметровой высоты, создав выразительную метафору поиска места в неустойчивом, опасном и изменчивом мире. Наконец, в позиции «Научная работа. История и теория современного искусства» победителем оказался философ Валерий Подорога, теперь его двухтомная работа «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия» будет издана не только по-русски, но и по-английски.
А вчера стало известно, что фильм «Дурак» российского режиссера Юрия Быкова попал в пятерку лучших кинолент 2015 года, по версии респондентов американской газеты New York Times. В списке писателя Стефена Холдена картина заняла четвертое место. Ее опережают фильмы, номинированные на главные награды кинопремии «Золотой глобус»: картина об отношениях двух женщин «Кэрол», комедия «Игра на понижение» и драма «В центре внимания», а замыкает пятерку фильм «Дневник девочки-подростка», уже получивший главный приз Берлинского кинофестиваля в номинации «Лучший фильм для юношества».