В конце минувшей недели Туркмения помпезно отметила 20-летие со дня официального провозглашения государственного нейтралитета. Несмотря на сложнейшую международную обстановку. недостатка в видных гостях, прибывавших в Ашхабад несколько дней, не было. Туркменская сторона одним моральным удовлетворением не ограничилась, попытавшись извлечь из мероприятия максимальную выгоду: обсуждение с заинтересованными делегациями энергетических проектов, вопросов собственной и региональной безопасности, крупные инвестиции, проекты индустриализации Туркмении и т.д.
В соседнем Таджикистане – не до торжеств. Сильное землетрясение в Памире поставило перед бедной страной новые задачи, связанные с оперативной ликвидацией последствий стихийного бедствия. Надо восстановить разрушенное жилье, поврежденную инфраструктуру, а главное – разобраться с Сарезским озером. Естественному водоему, образовавшемуся в результате давнего землетрясения, может угрожать катастрофа. А вместе с ним и всему региону. Если землетрясение повредило природную плотину, удерживающую колоссальный объем воды глубоководного озера, то повторные толчки могут вызвать ее разрушение, и освободившаяся вода нанесет колоссальный ущерб всему региону. Власти Таджикистана сформировали специальную комиссию по изучению состояния Сареза. Ответа на актуальный вопрос она пока не дала.
Беда грянула в другом месте – на западном берегу Каспия. В Азербайджане авария на морской платформе месторождения «Гюнешли» унесла жизни людей и нанесла ущерб экономике республике. В дни траура как-то незамеченным прошло еще одно событие – из тюрьмы была освобождена известная правозащитница Лейла Юнус. Несколько раньше – ее супруг, политолог Ариф Юнус. Приветствуя гуманное решение азербайджанских властей, мировые правозащитные институты тем не менее напомнили Баку о том, что освобождением только супругов Юнус проблема нарушения демократических принципов не решена – в стране продолжают оставаться политзаключенные, и выразили надежду на то, что справедливость восторжествует во всех случаях.
В Армении состоялся референдум по изменению Конституции для перехода к парламентско-президентской модели правления. Идея, согласно официальным итогам, получила одобрение. Оппозиция, протестовавшая против референдума и требовавшая отставки властей, обещала продолжить борьбу и добиться заявленной цели. Однако расшевелить большую часть общества противникам властей, похоже, на сей раз не под силу. Между тем на сам референдум Запад, который, казалось бы, должен позитивно относиться к попытке большей демократизации армянского государства, отреагировал неоднозначно. Ряд институтов призвал руководство Армении не оставлять без внимания ни один сигнал о нарушениях в голосовании. Другие порекомендовали властям считаться с мнением оппозиции. А кто-то и вовсе заявил, что референдум был неубедительным, и надо бы вовсе понять, сколько все-таки человек пришло к урнам для голосования, чтобы считать плебисцит состоявшимся. В ответ представители властей заявили, что столь строгая оценка Западом состоявшегося мероприятия стала ценой выбора Ереваном евразийского пути. «Теперь любые выборы в Армении, похоже, будут получать негативную оценку западных структур», – эти слова молва приписала спикеру парламента Галусту Саакяну.
На минувшей неделе в очередной раз обострилась ситуация на линии соприкосновения в непризнанной Нагорно-Карабахской республике. Не обошлось без жертв. Противники продолжили обвинять друг друга в провокациях. Главной отличительной чертой нового обострения стало использование азербайджанской стороной танка. Танки в Карабахе до прошлой недели не стреляли давно.