Борьба с терроризмом и урегулирование в Украине стали доминирующими темами на заседании совета глав МИД (СМИД) ОБСЕ, состоявшемся 3–4 декабря в Белграде. О трудностях в поисках компромиссных решений свидетельствует то, что организаторы несколько раз откладывали завершение форума. Его итоги на пресс-конференции в правительстве Сербии подвел в субботу действующий председатель ОБСЕ Ивица Дачич. «Не хотели принимать документ по Украине. Россия требовала одну формулировку, а Украина – другую», – сказал он.
Дачич пошутил, что «готов был разгонять засидевшихся участников слезоточивым газом или распустить организацию», если работа конференции не приведет к принятию итоговых документов. В результате делегации поддержали инициированную Россией декларацию по борьбе с терроризмом, а также заявления по вопросам молодежи и безопасности, по ситуации в Молдавии и Приднестровье.
Участники форума воспользовались возможностью для двусторонних контактов. Особое внимание привлекла встреча глав МИД России и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу – впервые после того как турецкий F-16 сбил в Сирии российский Су-24. По итогам 40-минутной беседы Лавров сообщил, что «ничего нового от турецкой стороны не услышал».
От встречи Лаврова с госсекретарем Джоном Керри ожидали сближения позиции России и США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация. – «НГ») в Сирии. Лавров заявил, что Керри согласился с давно назревшей необходимостью закрыть сирийско-турецкую границу. А госсекретарь, вернувшись в Вашингтон, анонсировал следующий раунд переговоров по Сирии в декабре в Нью-Йорке. При этом он в очередной раз заявил, что поддержка Россией и Ираном президента Сирии Башара Асада обрекает весь процесс переговоров на гарантированную неудачу. По его словам, проблема нахождения Асада у власти заключается еще и в том, что часть боевиков ИГ участвует в военных действиях только ради того, чтобы сместить сирийского лидера.
Несмотря на это, Керри считает конструктивными переговоры Владимира Путина и Барака Обамы в понедельник в Париже в кулуарах Конференции ООН по климату. Главное внимание на встрече лидеров России и США было обращено на тактику совместных действий в Сирии. По ее итогам Путин рассказал: «В целом, по-моему, есть понимание, куда надо идти: если мы говорим о необходимости политического урегулирования, то нужно работать над новой конституцией, над новыми выборами и контролем за их результатами». Обама оценил встречу иначе: в Вашингтоне по-прежнему считают, что Россия наносит удары в Сирии не только по ИГ, но и по сирийской оппозиции, и не надеются, что в ближайшее время Москва изменит свою политику.
Между тем ИГ взяло ответственность за бойню в центре помощи людям с ограниченными возможностями в калифорнийском Сан-Бернардино, унесшую жизни 14 человек. Радиостанция террористов назвала стрелков – супругов Саида Фарука и Тешфин Малик, убитых при задержании на улице, – сторонниками ИГ. Полиция позже нашла в их доме 12 самодельных бомб, материалы для изготовления взрывных устройств и тысячи обойм боеприпасов.
Если верить заявлениям ИГ, то произошедшее в Калифорнии в среду – первый теракт группировки на территории США. А в субботу вечером злоумышленник с мачете перерезал горло пассажиру лондонского метро с криком «Это вам за Сирию!». Тремя днями ранее британский парламент санкционировал нанесение ударов ВВС по позициям ИГ в Сирии, несмотря на то что по улицам Лондона и других городов прокатилась волна демонстраций против участия в боевых действиях. Тысячи человек вышли с плакатами «Не бомбите Сирию!», «Сбросьте Кэмерона, а не бомбы!». Инцидент в метро – свидетельство того, что жители Соединенного Королевства небезосновательно опасаются новых терактов со стороны ИГ.
Вопреки же протестам значительной части населения Черногории министры иностранных дел стран НАТО, собравшиеся 1–2 декабря в Брюсселе, приняли решение пригласить эту страну в альянс. Черногория может стать полноправным 29-м членом НАТО в течение полутора-двух лет. При этом генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что это решение не имеет отношения к России. Однако в Москве инициативу назвали провокационной и контрпродуктивной. По словам официального представителя МИДа Марии Захаровой, она не способствует процессу стабилизации и установлению мира на Балканах и в Европе в целом и только еще больше усложнит и без того непростые отношения России с НАТО. Последний раз альянс расширялся в 2009 году, когда в него вступили Хорватия и Албания.