Нынешний экономический спад обостряет хронические проблемы, которые были не столь заметны в прошлые годы. Давно известные коррупционные механизмы дорожного ремонта на прошлой неделе вдруг вылились в громкие акции дальнобойщиков по всей стране. Стихийные протесты водителей против новых дорожных поборов напугали чиновников и заставили их пойти на уступки.
В Кремле говорят, что внимательно следят за протестами. Но перспективы противостояния пока не ясны. Еще недавно водители терпеливо переносили рост акцизов и подорожание топлива. Сегодня же они реагируют совершенно иначе. Но как далеко готовы идти дальнобойщики – непонятно.
Правительство утвердило дорожный сбор с большегрузных автомобилей (тяжелее 12 тонн) в июне 2013 года. По словам представителей «Росавтодора», собранные деньги пойдут на ремонт дорог. Сбор платы с водителей правительство передало частной компании «РТ-Инвест транспортные системы», среди владельцев которой фигурируют родственники друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Система сбора платежей официально заработала с 15 ноября 2015 года. Однако водители жалуются на сбой и неразбериху.
В ответ Минтранс пообещал временно отменить штраф за неуплату сборов. Однако компания-оператор и чиновники давали противоречивые комментарии, что не удовлетворило протестующих. А в пятницу активисты обратились к президенту РФ с просьбой отправить в отставку министра транспорта Максима Соколова и отменить систему «Платон», в которой идет учет оплаты новых дорожных сборов, сообщил «Росбалт».
Сбой «Платона» подтвердил и глава Минтранса. «Сегодня был сбой. Система работала с определенными затруднениями. Сбой был вызван организованными действиями недоброжелателей системы, поскольку в секунду было до 2 млн обращений на сайт», – объяснил министр.
Не меньшую изворотливость проявляют чиновники и в случае с давно известной проблемой продовольственной несостоятельности. Не секрет, что Россия не может обеспечить себя, в частности, молоком. И власти не способны исправить эту ситуацию. Поэтому, чтобы скрыть дефицит продовольствия, чиновники фактически стимулируют его замену суррогатами.
Россия обеспечивает себя собственной молочной продукцией на 77–80%, сообщил в среду вице-премьер Аркадий Дворкович на молочном форуме в Подмосковье. В ближайшие годы рост производства молока должен составить в среднем не менее 3% в год, указывает Дворкович. В этом году, по его словам, этот показатель может составить 0,8, максимум 1%. «Говорю об этом с большой осторожностью», – сообщает вице-премьер.
Осторожность Дворковича понятна. Надои и поголовье молочного стада в стране постоянно снижаются с начала 90-х годов прошлого века. Не будет исключением, судя по Росстату, и 2015 год: за 10 месяцев производство молока во всех хозяйствах сократилось на 0,3%.
Зато ввоз пальмового масла для изготовления суррогатов вырос за три квартала на 31,7%. Это тоже данные Росстата, которые были опубликованы в прошлую пятницу. Именно пальмовое масло и его фракции демонстрируют рекордную динамику на фоне общего сокращения импорта продовольствия (минус 36,1% за январь–сентябрь 2015 года к тому же периоду 2014 года). В августе Дворкович говорил, что правительство раздумывает об ограничении ввоза сырья для суррогата. Но вряд ли чиновники решатся на такой шаг. Ведь есть риск появления пустых полок.
Уровень фальсификации на молочном рынке высок, заявил в среду глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. «Мы делали срез по регионам, идет и 40, и 50, и 60%», – сообщил чиновник.