Фото Reuters
События прошедшей недели, связанные с миром искусства, любопытным образом пересекаются. Очередное скандальное выступление художника-акциониста Петра Павленского обсуждается так же горячо, как 100 лет назад «Черный квадрат» Малевича. О том, что у послания Малевича есть второе дно и что оно собой представляет, стало известно на днях. Быть может, и акции Павленского будут изучать век спустя. Сейчас же действия художника вызывают у одних ассоциации с юродивым, у других – восхищение.
В ночь на 9 ноября Петр Павленский поджег двери ФСБ, смысл акции (она получила название «Угроза») он объяснил в выложенном в Интернете видео: «Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля».
В настоящее время художник задержан по обвинению в вандализме, между тем сам он оценивает свои действия как антитеррористические. «Я думаю, что этот поступок надо рассматривать как жест в лицо терроризму», – сказал Павленский в суде. Поджог двери был лишь зачином художественного акта: арест и суд станут продолжением, приговор – финалом, реакция общественности – своего рода социальным фоном.
А к 100-летию «Черного квадрата» Третьяковская галерея приготовила сенсационную новость, которая разошлась несколько раньше запланированной для журналистов на грядущую среду презентации. Хранящийся в ГТГ опус Малевича (висевший на манер иконы в красном углу на «Последней футуристической выставке «0,10» в 1915 году) многослоен в буквальном смысле слова: сначала Малевич написал кубофутуристическую композицию, затем протосупрематическую, а уж поверх всего появился «Черный квадрат». То, что под квадратом есть нечто еще, было известно и раньше – исследователи отмечают, что сквозь кракелюр проступает нижнее изображение, но с помощью новых исследований обнаружили, что «подтекстов» у картины два. А кроме того, выяснилось, что там имеется авторская надпись про битву негров. Которая, возможно, адресует к французскому острослову, журналисту и писателю Альфонсу Алле и его черной картине «Битва негров в пещере глубокой ночью». Впервые о новых подробностях в истории «Черного квадрата» директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сообщила чуть больше месяца назад в Базеле на открытии выставки «В поисках «0,10» – последней футуристической выставки картин». На прошлой неделе об этом говорили на конференции «Визуальная смысловая система Казимира Малевича и современная художественная практика», которая прошла в Академии художеств. Наконец, на этой неделе Третьяковка собирает брифинг, где о новых исследованиях «Черного квадрата» журналистам обещают рассказать сотрудники музея Ирина Вакар, Елена Любавская, Екатерина Воронина и Ирина Рустамова. Результаты изучения войдут в монографию о «Черном квадрате». Остается ждать деталей.
А в субботу в МХТ отпраздновали юбилей Табакова. Его 80-летие начали праздновать день в день, 17 августа, в ноябре же устроили неделю спектаклей с его участием, которая и завершилась, как праздничным аккордом, вечером в МХТ. Из официальных лиц были Александр Жуков и Дмитрий Казак, с корзиной цветов от премьер-министра прибыла Светлана Медведева…
За почти три часа, что шел концерт, было немало остроумных и изобретательных номеров (поскольку вечер вместе с Игорем Золотовицким вел Иван Ургант, его непременно покажут потом по Первому каналу). Среди запоминающихся – поздравления от команды «80+» – Ширвиндта, Любшина и Соломина, к которым попозже присоединился 100-летний Владимир Михайлович Зельдин, живьем Табакова поздравили его знаменитые ученики – Безруков (в роли Моцарта, которого больше 20 лет на сцене травил Табаков–Сальери), Машков (в образе Абрама Шварца из «Матросской тишины»), Евгений Миронов был представлен видеообращением, впрочем, даже с экрана поздравления от товарищей по цеху – худруков Галины Волчек и Марка Захарова – были встречены очень тепло.