Фото Reuters
Центральная новость прошедшей недели – назначение Махара Вазиева на должность директора балетной труппы Большого театра. К обязанностям он приступит весной, сообщается даже точная дата – 18 марта, на следующий день после истечения обязанностей нынешнего худрука балета Большого Сергея Филина. Контракт с Вазиевым заключен на пять лет. Это не первая попытка пригласить Вазиева в Большой театр: переговоры вел несколько лет назад еще Анатолий Иксанов. Да и в этот раз Вазиев согласился не сразу: судя по тому, что в конце сентября брифинг о (очевидно, его) назначении был в спешном порядке назначен – и в столь же спешном отменен.
На состоявшемся в понедельник брифинге по поводу объявления нового руководителя труппы не раз подчеркивалось, что именование должности – лишь формальность, полномочия Вазиева оспаривать в театре некому. Тем не менее престижная должность художественного руководителя упразднена, и новый управленец займет место лишь директора (заведующего) труппой. Как далеко будут распространяться полномочия директора (главное – какое право голоса будет у него при формировании репертуара), покажет будущее.
Предыдущая работа Вазиева показала, что он хороший управленец и стратег. За 13 лет работы на аналогичной должности в Мариинском театре он разглядел и поддержал молодых Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу и Светлану Захарову, взял курс на самобытную и экспериментальную репертуарную линию, вывел балет Мариинского театра в лидеры. Более того – Вазиеву удалось сделать заметным игроком на международном поле и балет театра Ла Скала.
А вот забавная новость, но заслуживающая внимания в контексте дискуссии о современном искусстве. Уборщики выставочного центра «Музеон» в итальянском городе Больцано по ошибке уничтожили экспозицию, приняв предметы, ее составляющие, за мусор. Наутро после открытия выставки клининговый персонал увидел разбросанные по полу пустые бутылки, окурки, конфетти, обувь и предметы одежды и приступил к своей работе, выполнив ее тщательно, лишних предметов в помещении не осталось. Однако выяснилось, что все эти предметы – не следы бурной вечеринки, а составляющие инсталляции Сары Гольдшмейд и Элеоноры Чиари «Мы собирались танцевать всю ночь». «Мусор», к счастью, не успели увезти на помойку, и директор музея Летиция Рагалья пообещала восстановить арт-объект по фотографиям.
Интересно, что события центра современного искусства «Музеон» в Больцано не в первый раз становятся источником новостей. В 2006 году полиция конфисковала экспонат в виде унитаза: каждый раз, когда спускали воду, из «патриотического» предмета раздавался национальный гимн Италии. Два года спустя в «Музеоне» представили деревянную скульптуру немецкого художника Мартина Киппенбергера в виде лягушки, распятой на кресте. В одной лапе она держала пивную кружку, в другой – яйцо. Экспонат вызвал недовольство папы Римского Бенедикта XVI, он назвал статуэтку кощунственной и попросил убрать ее из экспозиции музея, однако этого не сделали.